Интерфакс: ВС РФ решил, что бренд не подлежит регистрации, если его можно принять за обозначение вида товара.
11 ноября 2019г.
  • Решение вопроса о регистрации товарного знака в первую очередь зависит от восприятия товаров, а не от названий их видов, зафиксированных в классификаторах, следует из определения судебной коллегии по экономическим спорам (СКЭС) Верховного суда (ВС) РФ по спору из-за понятия «кейкпопс». В судебном документе говорится, что если заявленное обозначение может восприниматься как вид товара, этого может быть достаточно для отказа в его регистрации как товарного знака.

     

    «Кейкпопс» (cake pops) - это воплощение идеи кондитера из Атланты (США) Энджи Дадли, которая более 10 лет назад в своем блоге впервые предложила использовать оставшиеся обрезки коржей торта для создания маленьких пирожных, напоминающих леденцы чупа-чупс. Эти миниатюрные пирожные получили свое название по аналогии с леденцом на палочке - lollipop'ом.

    В России сделать слово «кейкпопс» своим брендом в 2016 году решило ООО "Кондитерская фабрика (КФ) «Черемушки» (Москва). Предприятие подало заявку на регистрацию этого наименования в качестве товарного знака для бисквитов, злаковых батончиков, тортов, гамбургеров, чизбургеров, шоколада, пряников, пудингов, напитков чайных, кофейных, шоколадно-молочных и т.д. (30-й класс Международной классификации товаров и услуг (МКТУ)).

    Но Роспатент в регистрации отказал. По его мнению, слово «кейкпопс» воспринимается современными российскими потребителями как название маленького пирожного, то есть это понятие характеризует определенный вид товара. На заседании СКЭС ВС РФ в октябре представители Роспатента говорили, что именно в этом качестве его знают российские потребители - поиск «Яндекса» выдает более 30 млн ссылок на обозначение «кейкпопс» как на определенного вида или подвида пирожных, поэтому его регистрация в качестве товарного знака невозможна - Гражданский кодекс (ГК) РФ прямо это запрещает.

    С этой трактовкой не согласился Суд по интеллектуальным правам (в том числе его президиум), куда пожаловалась фабрика. По мнению СИП, на вид товара указывало бы обозначение «пирожное» либо «пирожное на палочке», и их нельзя было бы регистрировать как товарный знак - в отличие от слова «кейкпопс». В этой связи суд поручил Роспатенту продолжить рассмотрение заявки предприятия.

    Однако патентное ведомство обратилось в ВС РФ, и экономическая коллегия суда поддержала аргументацию против регистрации. СКЭС назвала «правомерным» сделанный на основании открытых источников информации вывод Роспатента о том, что обозначение «кейкпопс» характеризует товар, указывая на его вид, свойства (пирожное на палочке), и воспринимается потребителями в качестве указания на мучное кондитерское изделие.

    В этой ситуации заявленное обозначение способно восприниматься именно как вид товара, констатировала СКЭС ВС РФ, и этого может быть достаточно для отказа в его регистрации. «Следовательно, заявленному обозначению, характеризующему товар, как правильно констатировал Роспатент, не может быть предоставлена правовая охрана, а обществу (КФ "Черемушки" - ИФ) - исключительное право на его использование, так как у любого лица может возникнуть необходимость использовать в гражданском обороте обозначение "кейкпопс", которое характеризует товар - пирожное на палочке», - говорится в определении, опубликованном во вторник.

    Представитель КФ «Черемушки» в ВС РФ говорила, что заинтересованность фабрики в спорном обозначении объясняется тем, что соответствующая продукция готовится к выпуску. Один из членов коллегии ВС РФ поинтересовался, как появилось это название. «Выдумали сами», - ответила юрист предприятия.

    Фабрика «Черемушки» специализируется на мучных кондитерских изделиях. Выручка компании с 2014 года по 2018 год выросла в шесть раз - со 108 млн рублей до 660,9 млн рублей, свидетельствуют данные аналитической системы «СПАРК-Интерфакс». Но при этом все эти годы деятельность фабрики была убыточна. В 2018 году чистый убыток составил 91,97 млн рублей.

     

  • По материалам Роспатент