Налог на недвижимость не стал спасением для местных бюджетов.
16 января 2018г.
-
Цены на жилье в 2018 году росли практически во всех крупных городах России. Однако спрогнозировать ситуацию на локальных рынках недвижимости в 2019 году пока сложно
Фото: Илья Тимин/ТАСС
Аналитики региональных агентств недвижимости и компаний, входящих в Российскую гильдию риелторов (РГР), подготовили отчет (.ppt) о ценах и тенденциях на локальных рынках.
Общий прогноз
Эльвира Епишина, директор «АЦ «КД-консалтинг», председатель комитета по аналитике НП «Российская гильдия риэлторов»:
— Если в конце 2017 года у профессиональных участников рынка недвижимости еще возникал вопрос, прошли локальные рынки кризисное «дно» или нет, то по показателям 2018 года это точно можно утверждать, да «дно» пройдено. В центральных городах регионов РФ к концу года «отчитываются» о положительной динамике цен на рынке жилья, связанной с повышением активности спроса. Причины оживления спроса тоже понятны, но они кроются не в прорыве российской экономики, а связаны с изменениями в законодательстве по долевому участию, с изменением ипотечных ставок, с перераспределением долей между застройщиками и приходом новых креативных руководителей и архитекторов, дизайнеров, что влечет за собой повышение качества жилищных проектов <…> Несмотря на какие-либо экономические изменения, жилье будет пользоваться спросом и в 2019 году и в последующие годы. Однако, предпосылки для перелома тренда на переход рынка жилья к устойчивому росту, еще далеко не сформированы.
РБК НедвижимостьНовые ниши для инвесторов: в какую недвижимость вкладывают частники
РБК НедвижимостьКак встроить ипотеку в планирование семейного бюджета
РБК НедвижимостьНа что могут рассчитывать проблемные ипотечные заемщики
РБК НедвижимостьЧто происходит на рынке коммерческой недвижимости
Сколько стоит жилье в регионах — в короткой справке
Владивосток
Фото: Юрий Смитюк/ТАСС
Вторичный рынок: 107,9 тыс. руб. за 1 кв. м (+8,8% к 2017 году)
Новостройки: 45- 246 тыс. руб. за 1 кв. м
Сергей Дымченко, директор «Индустрия-Р», член правления Приморского регионального отделения Российского общества оценщиков:
— Говорить об устойчивости вторичного рынка жилья в г. Владивосток пока рано, по нашему мнению, в начале 2019 года ожидается снижение средней цены предложения и объема предложения.
Хабаровск
Фото: Дмитрий Моргулис/ТАСС
Вторичный рынок: 80,5 тыс. руб. за 1 кв. м (+11,7%)
Новостройки: —
Александра Швалова, директор «Хабаровская недвижимость», руководитель аналитического центра при Ассоциации СРО Региональная гильдия риэлторов ДФО:
— Прогнозировать ситуацию на 2019 год сложно. Новые санкции для РФ, повышение НДС, отток населения с ДФО, низкая з/п (по сравнению с некоторыми западными регионами) могут ухудшить ситуацию на рынке жилья. Конечно же объемы предложений будут немного меньше, чем в этом году. Но пока цифра процентной ставки по ипотеке приятна уху покупателя, то покупка жилья по ипотеке как минимум сохранится на том же уровне, а спрос, скорее всего, будет отложенным. Динамика роста цен за 2017-2018 гг., говорит о том, что рост продолжится, но не таким темпом. В наилучшей перспективе будет в диапазоне 77-80 тыс. руб. за 1 кв. м
Новосибирск
Фото: Кирилл Кухмарь/ТАСС
Вторичный рынок: 63,1 тыс. руб. за 1 кв. м (+8%)
Новостройки: 66,3 тыс. руб. за 1 кв. м (+11%)
Елена Ермолаева, руководитель «RID Analytics»:
— Скорее всего, на вторичном рынке многоквартирного жилья плавный рост цен продолжится. На первичном рынке цены также будут расти, с учетом негативных ожиданий от происходящих изменений в стройкомплексе. Однако, в начале года возможен период стагнации, так как конкуренция среди проектов выросла, а доходы населения, наоборот, снижаются (и снизятся еще из-за скачка инфляции, связанного с ростом НДС).
Омск
Фото: Дмитрий Феоктистов/ТАСС
Вторичный рынок: 46,0 тыс. руб. за 1 кв. м
Новостройки: 40,8 тыс. руб. за 1 кв. м
Максим Репин, директор «ОМЭКС», полномочный прставитель НП РГУД в г. Омске:
— На первичном рынке отмечается негативная тенденция: застройщики сворачивают бизнес, замораживают проекты <…>. Предложение новостроек будет падать из-за уменьшения объемов строительства. Спрос и цены будут медленно расти.
Екатеринбург
Фото: Алексей Светлов/Интерпресс/ТАСС
Вторичный рынок: 70,9 тыс. руб. за 1 кв. м (+5,5%)
Новостройки: 69,7 тыс. руб за 1 кв. м (+10%)
Михаил Хорьков, руководитель аналитического отдела Уральская палата недвижимости:
— В настоящий момент рынок живет ожиданиями повышения ипотечной ставки, и его участники не исключают определенного охлаждения спроса в начале следующего года. Конечно, текущий подъем хотелось бы рассматривать как шаг к более устойчивому, прогнозируемому и уверенному развитию рынка жилья. Но, к сожалению, пока остается слишком много ограничений и рисков на этом пути.
На фоне позитива проблемы рынка жилья остаются прежними:
Рынку жилья нужны покупатели, чье благосостояние растет. База для устойчивого роста реальных доходов населения по-прежнему не сформирована. Экономика России остается слабой и зависимой от внешних условий.
Рост инфляции, ключевой ставки и последующего повышения ставок по ипотеке ставит под удар сложившуюся модель расширения рынка. Пока повышение не критично, но риск возврата к более высоким процентам по ипотеке остается. Значит, остается риск возврата рынка к стагнации.
Реформирование системы долевого строительства как минимум вносит неопределенность в процесс последовательного развития рынка и может привести к сокращению конкуренции в ближайший год-два. Затраты застройщиков вырастут на фоне ограниченных возможностей покупателей. Попытка заложить рост себестоимости в цены может затормозить дальнейшее восстановление рынка на пути к заветным 120 млн. кв. м.
Пермь
Фото: Донат Сорокин/ТАСС
Вторичный рынок: 53,3 тыс. руб. за 1 кв. м (+6,5%)
Новостройки: 54,9 тыс. руб. 1 кв. м (+6,7%)
Алексей Скоробогач, заместитель директора «АЦ «КД-консалтинг», председатель комитета по аналитике Ассоциации РГР.Пермский край:
— Цены на жилье при существующей платежеспособности населения, с одной стороны, не имеют предпосылок к изменению динамического вектора с минуса на плюс, с другой стороны, такие факторы, как изменение законодательства в сфере долевого строительства и перераспределение строительного рынка между его участниками, «толкают» цены на новостройки вверх, что и видно по итогам мониторинга рынка за прошедшие месяцы 2018 года.
Вслед за новостройками может «подтянуться» и «вторичка». Наибольшим спросом будут пользоваться качественные и востребованные проекты класса «комфорт» и готовое жилье современной эпохи застройки.
На прошедшей 15 декабря аналитической встрече с руководителями банков, застройщиков и агентств недвижимости г. Перми многими экспертами была высказана мысль, что такая благоприятная ситуация для рынка недвижимости, которая наблюдалась в 2018 году, может иметь тенденцию к продолжению в первом полугодии 2019-го, а дальше рынок ждет неопределенность.
Воронеж
Фото: Роман Демьяненко/ТАСС
Вторичный рынок: — (+ 4,4%)
Новостройки: — (+0,9%)
Алексей Москалев, Руководитель аналитического центра «АКГ «ИнвестОценка»:
— Мы считаем, что разговоры об устойчивом восстановлении рынка жилья пока преждевременны, все же определяющим фактором, прямо влияющим на ценообразование — является экономическая ситуация в стране и реальная платежеспособность конечных покупателей. Говорить о заметных улучшениях в данных сферах пока, увы, не приходится.
Мы видим следующую картину того, как будут разворачиваться события на рынке жилья г. Воронежа и Воронежской области (хотя во многом, вероятно, данный прогноз будет справедлив и для других субъектов РФ). Наиболее вероятно, что цены в 2019 году, поддерживаемые доступной ипотекой и ажиотажем, продолжат незначительно расти (в пределах 5%), хотя, как и в 2018 году этот рост будет существенно ниже уровня реальной инфляции. При сохранении значительных темпов ввода нового жилья, дальнейший рост рынка возможен только при условии улучшения экономического климата не только в регионе, но и по всей стране в целом. В противном случае уровень платёжеспособного спроса будет падать, что может повлечь за собой крайне негативные последствия для рынка недвижимости и смежных с ним рынков товаров и услуг.
Санкт-Петербург
Фото: Игорь Евдокимов/Интерпресс/ТАСС
Вторичный рынок: 111,9 тыс. руб. за 1 кв. м (+4,2%)
Новостройки: масс-маркет — 105,5 тыс. руб. за 1 кв. м (+4,8%); бизнес-класс– 156,3 тыс. руб. за 1 кв. м; элит-класс — 280,5 тыс. руб. за 1 кв. м
Мария Бент, руководитель отдела аналитики и оценки ГК «Бюллетень Недвижимости»:
— Общая для Санкт-Петербурга тенденция — снижение цен на квартиры в старом жилом фонде, в домах, требующих ремонта, с неудачными планировками и старыми коммуникациями. Самые высокие цены сегодня на так называемую «новую вторичку», это недавно сданные дома. Цены на строящееся жилье во многом зависят от района, в котором располагается дом. Дешевле всего — квартиры на окраинах города с плохой транспортной доступностью, дороже — в обжитых районах рядом с метро. Рост ипотечных ставок также повлиял на активность спроса этой осенью.
Москва
Фото: Марина Лысцева/ТАСС
Вторичный рынок: —
Новостройки (без учета Новой Москвы): бизнес-класс — 239,6 тыс. руб. за 1 кв. м (-2,6%); комфорт-класс — 161, 5 тыс. руб. за 1 кв. м (+3,1%); экономкласс — 126,9 тыс. руб. за 1 кв. м (+13,0%).
Наталия Рыжкина, руководитель департамента аналитики и консалтинга «МИЭЛЬ-Новостройки»:
— В целом, 2019 год обещает быть непростым, в течение года на рынок новостроек будет действовать множество факторов, часть из которых пока не определена.
Что касается объемов предложения, то здесь продолжится прирост во всех сегментах, на рынок будут выводиться проекты, разрешения на которые были получены в первом полугодии 2018 года. В то же время, основной драйвер высокого спроса — ипотека, за счет повышения ставок, уже не будет оказывать такую поддержку рынку, что на фоне непростой экономической ситуации (повышение налоговой нагрузки, цен на топливо и т.д.) окажет отрицательное влияние на спрос.
На фоне стагнации, а возможно и снижения спроса, мы не ожидаем заметного повышения цен в реализуемых проектах, также возможно появления интересных, с точки зрения цены, предложений в проектах на начальной стадии строительства. Поэтому средний по рынку показатель цены 1 кв. м будет в течение года стабильным, а возможно покажет небольшое снижение.
Подробнее на РБК:
https://realty.rbc.ru/news/5c35a65c9a7947f87af3f073Цены на жилье в 2018 году росли практически во всех крупных городах России. Однако спрогнозировать ситуацию на локальных рынках недвижимости в 2019 году пока сложно
Даже несмотря на «революционный» переход к кадастровой стоимости.
Вот уже два года, как мы, граждане России, по-новому платим налоги на нашу недвижимость - на квартиры, дома и земельные участки. Нам начисляют их, исходя из кадастровой стоимости, приближенной к рыночной. На новые налоговые рельсы перешло большинство российских регионов, так что можно подвести некоторые предварительные итоги – насколько налоговая реформа оказалась полезной.
«Рыночный» налог на недвижимость граждан вводился тяжело, власть долго не решалась на налоговую «революцию» - слишком уж эта тема была непопулярна у народа. Люди были настроены крайне негативно, относились к новации как к «обираловке». Чиновники и эксперты как могли объясняли публике, зачем всё это нужно. Один из аргументов «за» - надо наполнять небогатые бюджеты городов, поселений, районов. А имущественный налог – один из базовых для местной казны. Больше будем платить - больше будет возможностей решать самые насущные городские проблемы, на которые всегда не хватает денег – благоустройство дворов и улиц, строительство, ремонт дорог и коммунальной инфраструктуры, улучшение жилищных условий, здравоохранение, образование, социальная поддержка людей.
У «них»: платишь налог – живешь хорошо
Нам приводили западные примеры, где благополучие местной жизни напрямую зависит от налога на недвижимость. И в самом деле, в «цивилизованном мире» в структуре доходов местного бюджета имущественный налог составляет до 20-30%. Правда, и платят тамошние граждане очень приличную дань за свою недвижимость: у них и ставки солиднее – 1-2-3 процента и выше, и суммы больше, чем у нас. Поступления от налогов частично уходят и на вышестоящие «уровни» - штат, округ и т.д., но львиная доля оседает на местах. Например, в Америке заметную долю забирает содержание школ.
«Из всех налогов, которые я плачу, налог на недвижимость мне нравится больше всех. … Я могу выбирать, где мне жить и какой налог на недвижимость платить. Захочу жить в месте с отличными школами - буду платить больше. Если захочу на старости лет переехать в место без школ, то буду платить меньше», - пишет в живом журнале блогер под ником skysheep (skysheep.livejournal.com), переехавший из России в США и живущий в Майами.
Как описывает автор, владея домом стоимостью 440 тысяч долларов, он платит ежегодно около $7200. Самую солидную часть - $3200 - забирает школьный округ (орган местного самоуправления, финансирующий общественные школы). «Немного мелочи» идет штату Флорида, на охрану природы и безопасность детей, $1800 - округу Майами-Дэйд, $2100 - городу Майами. На небольшие отчисления - $110 и $70 - содержатся библиотеки и пожарная служба.
Если у вас дом стоимостью $280 000, то ваш налог на недвижимость может составить от $2000 до $5000 в зависимости от штата. Это означает выплаты в $200-500 каждый месяц! - дополняет автор блога «Моя Америка» olegblog.com.
Как поясняет исполнительный директор Фонда «Институт экономики города» Татьяна Полиди, по сравнению с нашими, у органов местной власти на Западе более стабильный источник доходов, меньше льгот, больше возможностей устанавливать свои ставки, они более независимы от вышестоящих уровней власти, да и сам налог на недвижимость (property tax) более рыночный… «Раз есть постоянный источник доходов, то есть и понимание, как профинансировать расходы – где дороги отремонтировать, где провести модернизацию сетей, коммунальной инфраструктуры».
У нас же всё совсем по-другому. За свои квартиры и дома мы платим гораздо меньше: у нас более низкие ставки (в основном 0,1-0,3% и 2% для дорогой недвижимости), к тому же налоги на имущество физических лиц «обставлены» весьма существенными льготами. Доля имущественных налогов в структуре бюджетов муниципальных образований не слишком значительна, да и сами бюджеты – бедные, они во многом существуют за счет трансфертов от «старших братьев» - бюджетов более высоких уровней.
Недоступный налог
В России «на муниципальном уровне налогов остается очень мало, доходы отбираются «наверх», где они перераспределяются, и город никогда не знает, сколько ему «упадет» в следующем году», комментирует Татьяна Полиди. Например, деньги на благоустройство по приоритетной федеральной программе формирования комфортной городской среды городам распределяют «наверху». Сколько денег придет – решает федеральная власть.
Конечно, у городов и горожан есть недвижимость, которая могла бы приносить стабильные и существенные доходы. В России существуют три имущественных налога - земельный, налог на имущество физических лиц и налог на имущество организаций. Земельный налог и налог на имущество физических лиц идут в муниципальные (городские) бюджеты, налог на имущество организаций уходит в региональный бюджет. В совокупности имущественных налогов налог на имущество организаций составляет около 80%, и только 20% – это земельный налог и налог на имущество физических лиц.
«И получается, что самый большой в городе налог на имущество, который генерирует городская недвижимость, - имущество организаций - на самом деле городу недоступен. У него остается слишком мало средств, чтобы финансировать содержание инфраструктуры, благоустройство», - замечает Татьяна Полиди. У городов федерального значения, которые одновременно являются еще и субъектами федерации, другая ситуация - все три налога поступают им в бюджет. Но это всего три города - Москва, Санкт-Петербург и Севастополь.
Любопытно сопоставить цифры: сколько денег приносит налог на имущество физических лиц и сколько - на имущество организаций, чтобы понять, какие суммы теряют города.
По данным Фонда «Институт экономики города» (ИЭГ)[i], за счет налога на имущество физических лиц в 2016 году Москва собрала примерно 16 млрд рублей, Петербург - 2,8 млрд руб. Во всех остальных городах-миллионниках эта сумма меньше: например, в Екатеринбурге – 1 млрд, Красноярске – 350 млн руб., Владивостоке – 230 млн руб., Казани – 830 млн.
Налог на имущество организаций приносит куда больше: в том же 2016-м году Москва собрала 105 млрд рублей, Петербург – 30 млрд, и эти деньги двум столицам остаются. А вот «простые» города свои миллиарды потеряли: Екатеринбург - 15 млрд., Краснодар – 12 млрд, Нижний Новгород – 8,5 млрд рублей.
«Чудовищно мало»
В «цивилизованном», как принято говорить, мире сборы от имущественных налогов составляют до 20-30% от доходов бюджета города. В наших городах в сумме сборы от земельного налога и налога на имущество физических лиц составляют около 10% процентов от доходов бюджета (с некоторыми вариациями для разных городов).
В городах федерального значения доля этих поступлений совсем небольшая, - в связи с тем, что региональные и муниципальные бюджеты объединены: так, Москве и Петербурге сборы от земельного налога и налога на имущество физических лиц в сумме дают не более 2% доходов бюджета.
Цифры от федерального казначейства за январь-сентябрь 2018 года, которые приводит Наталья Зубаревич, директор региональной программы Независимого института социальной политики, тоже свидетельствуют об очень скромной роли налогов на недвижимость: в консолидированном бюджете субъектов федерации доля поступлений от налога на имущество физических лиц составляет 0,2%, от земельного налога - 0,1%, что, по выражению эксперта, «чудовищно мало».
С какой стороны ни посмотри – имущество граждан отнюдь не является существенным «наполнителем» для местных бюджетов.
Собирают больше, но на благоустройство не хватает
Тем не менее сборы от налогов на имущество физических лиц, действительно, возросли. В 2010 году Москва собрала 2 млрд рублей, а в 2016-м, как мы помним, - 16 млрд. То есть произошло увеличение в 8 раз. В Петербурге темп роста был меньше – в 2,5 раза: в 2010-м году – 1,2 млрд, в 2016-м – 2,8 млрд. В три раза выросли сборы налога в Екатеринбурге: с 325 млн рублей в 2010 году до 1 млрд рублей в 2016 году; в 2,5 раза – в Нижнем Новгороде: с 300 млрд рублей до 720 млрд рублей (статистика ИЭГ). У всех остальных городов темпы роста были ниже, а у кого-то даже произошло сокращение, вероятно из-за того, что эти регионы отложили реформу.
За 2016 год в Москве цифра по налогу на имущество физических лиц составила 1300 рублей на человека, в других городах - 300-500 рублей на человека в год.
Хватает ли этих денег на городские нужды? Сомнительно, потому что собственные расходы на благоустройство, которые несут города (не надо путать их с приоритетным проектом по формированию городской среды) очень низкие, опять-таки, кроме Москвы. В Москве в 2016 году они составили 190 млрд рублей, или 15 тыс. руб. на душу населения. Екатеринбург, по данным ИЭГ, потратил на ЖКХ и благоустройство 690 млн рублей (500 руб. на душу населения), Самара – тоже 825 млн рублей (700 руб. на душу населения).
Более того, в городах за небольшим исключением (Москва, Челябинск и Уфа), несмотря на возросшие в целом поступления от налогов на имущество физлиц, расходы на благоустройство и ЖКХ сократились! Расчеты ИЭГ показывают, что в Ростове-на-Дону, Новосибирске, Екатеринбурге, Красноярске, Перми, Саратове и Владивостоке они «ужались» в 4-5 раз.
«Это говорит о том, что за счет возросших доходов закрывали «дырки». Тратили их не на текущее содержание городской среды или развитие транспортной сети, а на другие дефицитные статьи расходов, - резюмирует Татьяна Полиди. - Те крошки, которые остаются городам, размазываются тонким слоем».
Льготы съедают бюджет
Большинство россиян платят по сравнению с западными налогоплательщиками гораздо меньше не только за счет более низких ставок, но и благодаря льготам, прежде всего - «пенсионным». Льготы для пенсионеров распространяется на один объект налогообложения каждого типа - квартиру, дом, гараж. То есть, если у человека пенсионного возраста имеются две квартиры в собственности, то налог он платит только за одну из них. Аналогично – с гаражами и дачами.
Другая существенная льгота - вычет, который действует в отношении абсолютно всех налогоплательщиков. В Налоговом кодексе прямо прописана площадь в квадратных метрах, которая не попадает под налогообложение, - 20 кв. м для квартир, 10 кв. м – для комнат и 50 кв. м – для домов.
По мнению Татьяны Полиди, эти «послабления» создают огромные потери для бюджета. «Есть термин - «нефинансируемый мандат», определяющий такое явление, как финансовое обременение, устанавливаемое на федеральном уровне, но без финансирования из федерального бюджета. Его не совсем правильно применяют к налоговому законодательству (обычно его используют, говоря о бюджетном), но это очень похоже. С одной стороны, федерация дает право взимать налоги в местный бюджет, с другой стороны – не дает возможности нормально управлять территорией», - говорит Полиди.
Но и увеличивать налоговое бремя, заставляя людей платить больше, невозможно. «У нас люди бедные, они стонут, когда эти платежки получают», - замечает Наталья Зубаревич.
Как налог на недвижимость может помочь управлять территорией
У налога на недвижимость есть еще одна важная функция. В мире он используется не только как средство пополнения бюджета, но и как инструмент градостроительного регулирования, обеспечивающий более эффективное использование земельных участков. «Представьте участок в центре города, занятый развалюхой. Его бы следовало обложить высокой ставкой налога, для того чтобы простимулировать собственника по-другому использовать землю: построить новый объект, получать доходы, с этих доходов платить налоги», - объясняет Татьяна Полиди.
Эксперт приводит другой пример: разные виды застройки в разных частях города должны по-разному облагаться налогами. Обычно у нас офисы, бизнес-центры расположены в центре города, жилье – на периферии. Люди ездят на работу и домой, создают пробки. Если мы хотим притянуть жилищное строительство в центр города, а рабочие места, наоборот, «оттянуть», то это можно сделать с помощью налогообложения. Тогда жилье в центре облагается налогом, который сравнительно ниже, чем на периферии, а офисные помещения получают высокий налог в центре и «слабенький» - на периферии.
Так работает этот механизм во всем мире, но не в России. Во многом по причине разрозненности трех имущественных налогов, из-за чего невозможно выстроить единую систему для городского управления, резюмирует Татьяна Полиди.
Выходы из тупика
Базовые налоги для муниципалитетов – это имущественные налоги и НДФЛ. До 2011 года в местных бюджетах оставалось 30% НДФЛ, а сейчас – только 15%, остальное забирают регионы. Ситуацию с наполнением местных бюджетов Наталья Зубаревич называет «тупиковой». Поскольку поднимать налоги для граждан невозможно, чтобы выходить из тупика, надо хотя бы разворачиваться к той схеме, которая работала до 2011 года – возвращать в местные бюджеты 30% НДФЛ.
Кроме того, Татьяна Полиди считает, что сборы от налога на имущество организаций необходимо передать городам. Без них города не могут в должном объеме финансировать расходы на благоустройство, ЖКХ и другие направления, связанные с городским развитием. Да и в целом – города сегодня не в состоянии выстроить стабильную финансовую систему, так как не могут оценить, какой поток доходов дает их недвижимость, «потому что самый большой налог - на имущество организаций - идет в регионы, а оставшиеся два налога федерация обставила таким количеством ограничений и установила такие льготы, что собирать серьезные суммы по ним довольно сложно», - подчеркивает Полиди.
[i] Статистика основана на исследовании «Анализ состояния жилищной сферы на территориях основных российских городских агломераций», выполненного Фондом «Институт экономики города» по заказу АО «ДОМ.РФ»
По материалам РОО