Географическое указание — новый экономический актив региональных товаропроизводителей.

24 ноября 2018г.

  • Заместитель руководителя Роспатента Любовь Кирий выступила на секции «Антиконтрафакт на алкогольном рынке» VI Международного форума «Антиконтрафакт». В докладе она раскрыла основные преимущества такого объекта интеллектуальных прав как географическое указание (ГУ), а также отметила, что широкое использование ГУ может стать дополнительным ресурсом для развития региональных товаропроизводителей и экономик регионов в целом.

    После краткого доклада об использовании средств индивидуализации — товарных знаков (ТЗ) и наименований мест происхождения товаров (НМПТ) заместитель руководителя Роспатента рассказала о том, как современное российское законодательство защищает производителей оригинальных товаров, обозначенных соответствующими ТЗ и НМПТ. Любовь Кирий также привела примеры случаев незаконного использования ТЗ и НМПТ на контрафактных товарах и меры уголовной, гражданской и административной ответственности, которые могут применяться к недобросовестным производителям.

    Заместитель руководителя Роспатента рассказала участникам секции о проекте федерального закона ФЗ №509994-7, который в первом чтении был принят Государственной Думой. Проект данного закона подразумевает введение в Гражданский кодекс Россиийской Федерации нового объекта интеллектуальных прав — географического указания (ГУ), что соответствует международным обязательствам России в сфере интеллектуальной собственности. Любовь Кирий обратила внимание на ряд преимуществ, которыми наделяются ГУ.

    В частности, ГУ может стать любое обозначение, а не только наименование географического объекта как в случае с НМПТ, позволяющее идентифицировать товар как продукцию, происходящую с определенной территории. Для регистрации ГУ будет необходимо, чтобы как минимум одна из стадий производства товара, влияющих на формирование его  характеристик, осуществлялась на территории  определенного географического объекта. Регистрировать ГУ в Роспатенте можно будет на основании документов, предоставленных заявителем, без необходимости испрашивать заключение уполномоченного органа.  Проектом закона предусмотрено  введение специальных  эмблем, подтверждающих полномочия товаропроизводителя использовать для индивидуализации своей продукции зарегистрированные ГУ и НМПТ и позволяющих потребителям отличать такую продукцию.

    Мы уверены, что широкое использование географических указаний позволит региональным товаропроизводителям серьезно укрепить свои позиции как на рынках регионов нашей страны,  а также -  выйти со своими товарами на внешние рынки. ГУ станет новым видом нематериальных экономических активов, использование которых благоприятно скажется на развитии экономики как отдельных территорий нашей страны, так и России в целом, — резюмировала Любовь Кирий.

    В работе секции приняли участие директор Департамента развития внутренней торговли, системы цифровой маркировки и легализации оборота продукции Минпромторга РФ Никита Кузнецов, начальник Сводного аналитического управления Росалкогольрегулирования Владислав Спирин, начальник Контрольно-финансового  управления  ФАС России Владимир  Мишеловин, начальник Управления автоматизированных информационных систем Росалкогольрегулирования Антон Гущанский, председатель Союза производителей коньяка Василий Гончаров, заместитель руководителя Российской системы качества Илья Лоевский,  управляющий партнер юридической фирмы «Ладонин и партнеры» Алексей Ладонин, председатель подкомиссии РСПП по  вопросам регулирования алкогольного рынка Александр Романов.

    Модерировал дискуссию Александр Ставцев, вице-президент Российской ассоциации экспертов рынка ритейла, руководитель Информационного центра WineRetail.

    По материалам Роспатент.