Налог на сельхозземли может быть увеличен.
18 апреля 2018г.
-
Нецелевое использование земель
Большинство владельцев уверены, что уже сам факт наличия свидетельства на собственность земельным участком даем им право использовать его по своему усмотрению. Однако это в корне неверное убеждение приводит к административному взысканию, размер которого зависит от кадастровой стоимости земли. Таким же нарушением считается и неиспользование участка ни в каких целях, влекущее за собой аналогичное наказание. Если органам самоуправления станет известно о любом из указанных нарушений, владельцу земли будет выдано предписание об устранении нарушения, а также уведомление о наложении штрафа. В том случае, если владелец проигнорирует предписание и не оплатит штраф, данное дело может быть передано в суд с целью изъятия земельного участка.
Министр сельского хозяйства Александр Ткачев выступил с инициативой увеличить размер налогового платежа и предоставить регионам право применять дифференцированный подход и варьировать налоговую ставку. Хотя метод кадастровой оценки тяжело ударит по предпринимателям, зато пополнит бюджеты в 7-8 раз.
Дополнительно предлагается изменить административные взыскания, подняв с 0,3% от кадастровой стоимости до 10%. По мнению Ткачева, текущая ставка слишком мала, а потому не расценивается недобросовестными владельцами в качестве серьезного наказания. При повышении же уровня взыскания у них может возникнуть стимул либо уплатить штраф, либо начать эксплуатировать свою собственность.
Следует признать, что судебная практика в вопросах подобного рода достаточно сложна. По большей части это связано со слишком большим пакетом подтверждений и обоснований имеющегося нарушения. Суд обращает внимание на следующие важные аспекты:
- на каком основании орган самоуправления обвиняет владельца участка;
- имеется ли надежная доказательная база того, что эксплуатация земли противоречит законодательству;
- соответствует ли категория земель уставным документам.Чаще всего суду приходится сталкиваться с незаконным ведением коммерческой деятельности на непредназначенной для данной цели земле. Обвинение максимально акцентирует внимание на нецелевом использовании, закрывая глаза на прочие юридические тонкости. Поэтому в качестве следующей меры Ткачев предлагает пересмотреть прочие законодательные акты, например, упростить процесс изъятия сельскохозяйственной земли у неблагонадежного собственника.
Изъятие земельного участка
По текущему законодательству, при обнаружении факта 3-летнего неиспользования земли, а также нецелевой эксплуатации или негативного влияния на экологическое положение в регионе, участок может быть изъят у его владельца.
Признаками ненадлежащего использования являются следующие факторы, определенные постановлением правительства:
- наличие более 30% сорных трав на участке;
- высокая концентрация кустов, леса, болот;
- отсутствие деятельности по обработке земли, разработке пашни, засеванию или уборке урожая.Если проверка земельного участка подтверждает обвинения, собственник получает соответствующее предписание на устранение недостатков. По истечении срока, выделенного на устранение нарушений, проводится повторная проверка и составляется исковое заявление в суд. При положительном исходе дела земля изымается у собственника и передается на публичные торги. Именно от этого 3-летнего периода ожидания предлагается отказаться или существенно сократить его, быстрее вычисляя неиспользуемые земли и передавая их в активную эксплуатацию.
Аркадий Пономарев, депутат Госдумы и член аграрного комитета, называет предлагаемую меру оправданной. Земельные наделы слишком часто служат предметом для спекуляций: беря сельскохозяйственный участок, правообладатель не понимает своей ответственности, перепродавая его и не обрабатывая. Учитывая, насколько мало остается свободных участков в регионах с хорошей почвой и благоприятным климатом и сколь высоки цены на них, такое отношение к земле просто непозволительно. Сельхозугодья не должны быть объектом купли – продажи, они являются инструментом производства и обязаны приносить пользу. Если для возврата угодий в сельскохозяйственный оборот необходимо повышать налоги, значит, эта мера имеет право на существование. Кроме того, фискальную политику следует выстроить таким образом, чтоб она помогала добросовестным собственникам развиваться за счет собираемых с нерадивых землевладельцев налогов.
Перевод в муниципальную собственность
Еще однопредложение Ткачева — упростить перевод невостребованных участков в муниципальную собственность. Сейчас процедура состоит из многочисленных этапов:
- составляется список владельцев таких участков, который помещается на сайте городской администрации того населенного пункта, где зарегистрирована земля;
- через 90 дней на собрании с привлечением собственников определяется судьба земли;
- еще через 30 дней после собрания при отсутствии интереса со стороны законных владельцев участок признается невостребованным;
- лишь после этого в суд подается прошение о признании земель муниципальными.Министр уверен, что власти на местах в состоянии намного быстрее вычислить неиспользуемые наделы и без полугодового ожидания передать их в эксплуатацию.
Эксперты из Центра агропродовольственной политики Института прикладных экономических исследований считают, что одними только штрафными санкциями проблему не решить. Следует создать особый орган власти, осуществляющий контроль и последующее распоряжение невостребованными участками. Безусловно, это потребует определенного количества времени и затрат, зато подобная организация сможет разработать четкий алгоритм быстрого и эффективного решения проблем с такого рода землями.
Ткачев признает, что работа предстоит большая, но он не собирается останавливаться на имеющихся мерах, а продолжать совершенствовать законодательство.
По материалам РОО