Заместитель руководителя Федеральной службы по интеллектуальной собственности Любовь Кирий выступила на практической конференции Объединения корпоративных юристов (ОКЮР). Специалисты в области интеллектуальной собственности обсудили вопросы построения эффективной системы средств индивидуализации компании, поделились опытом в построении стратегии бренда, создании системы выявления нарушений интеллектуальных прав и борьбе с ними.
Репутация и имя компании, подчеркнула президент ОКЮР Александра Нестеренко, являются одними из ее главных активов. Грамотно укомплектованный портфель средств индивидуализации в комплексе с продуманным механизмом их защиты, по словам президента, содействуют росту стоимости компании, а также обеспечивают ее устойчивость в жесткой конкурентной борьбе.
Любовь Кирий в своем выступлении в рамках первой части конференции отметила, что приоритетной задачей Роспатента является сокращение сроков рассмотрения заявок на товарные знаки и промышленные образцы. Она сообщила, что с целью сокращения сроков рассмотрения заявок на товарные знаки были скорректированы подходы экспертизы по использованию информации из сети Интернет при проверке заявленного обозначения на соответствие положениям пп.1 п.3 ст.1483 Гражданского Кодекса Российской Федерации. Экспертам рекомендовано не использовать информацию из непроверенных источников, в том числе из сообщений на форумах, социальных сетей, энциклопедий и справочников, не являющихся электронными версиями издательской продукции (например, сайт «Википедия»).
Заместитель руководителя Роспатента рассказала о выработанных Советом по качеству Роспатента подходах к оценке способности промышленного образца ввести в заблуждение потребителя изделия в отношении производителя или места производства изделия (п.5 ст.1352 ГК РФ). Так, при наличии товарного знака, имеющего более ранний приоритет, сравнение с ним промышленного образца должно осуществляться с учетом семантического значения словесных элементов, включенных в промышленный образец и в товарный знак. Следует также оценивать однородность товаров, в отношении которых зарегистрирован товарный знак, и назначения промышленного образца.
В первой части конференции, которую модерировал главный юрист по интеллектуальной собственности РОСНАНО и член Общественного совета Роспатента Виталий Калятин, также выступили эксперты юридической фирмы Squire Patton Boggs, Сбербанка, компаний Canon и Руст Россия. Во время докладов, а также в ходе дискуссии стороны обсудили случаи нарушений интеллектуальных прав как в офлайне, так и в он-лайн среде. Доклад ведущего советника отдела гражданского законодательства Департамента экономического законодательства Министерства юстиции РФ Светланы Усольцевой был посвящен изменениям гражданского законодательства, расширяющим спектр возможностей защиты товарного знака. Например, закрепление в ГК РФ таких институтов как астрент и эстоппель.
Вторая часть конференции, которую модерировала заместитель руководителя Роспатента, была посвящена выбору стратегии защиты бренда. Практическими советами по этому поводу поделились Виталий Калятин, советник по интеллектуальной собственности Россия/Евразия Nestle Любовь Алимова и руководитель направления по нормативно-правовой работе ПАО «Газпром нефть» Олеся Шмаракова. Вопросы локализации бренда обсудили директор по юридическим вопросам Юнивелер Русь Анастасия Шкарина и старший юрист Mercedes-Benz Russia Наталья Гусева.
В завершающей части конференции участники обсудили вопросы распоряжения брендом на основе докладов партнера юридической фирмы «Бейкер и Макензи» Маргариты Дивиной и руководителя департамента корпоративного права и интеллектуальной собственности Росинтер Ресторантс Холдинг Анастасии Серебрийской.
Финальное выступление заместителя руководителя аппарата комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству Ольги Рузаковой было посвящено таким средствам индивидуализации как географические указания и указания происхождения товара. По мнению докладчика, развитие механизмов правовой защиты такого рода обозначений было бы полезно и для России, учитывая огромное число субъектов Российской Федерации, названия которых или их отдельных местностей ассоциируются с определенным качественным уровнем и потребительскими характеристиками товаров, производимых в определенной местности или регионе.