Регистрация товарных знаков
Товарный знак - обозначение, предназначенное для отличия товаров и (или) услуг одних производителей товаров и услуг от однородных товаров и услуг других производителей. Основные функции товарного знака – говорить о высоком качестве продаваемого товара, вызывать доверие покупателя благодаря хорошей репутации владельца товарного знака (не обязательно изготовителя продукта), осуществляющего контроль за качеством товара. Товарные знаки могут быть изобразительными, словесными, комбинированными, звуковыми, трехмерными — представляющими собой упаковку товаров или сами товары.Словесный товарный знак - слова, буквенные сочетания, имеющие словесный характер, словосочетания и предложения, в т.ч. слоганы.
Изобразительный товарный знак - оригинальные изображения живых существ, предметов, природных и других объектов, а также фигуры любых форм, композиции линий, пятен в любом цвете или цветовом сочетании.
Комбинированные товарные знаки - комбинации элементов разного характера: словесных, изобразительных, объемных, включая этикетки. Объемные товарные знаки - трехмерные объекты, внешний вид которых не определяется исключительно их функциональными особенностями, а носит эстетический характер; объемные знаки представляют собой сам товар оригинальной формы или его оригинальную упаковку.
Звуковые товарные знаки - мелодия, голоса людей, животных и пр. – обычно регистрируются в виде нот или посредством описания – например, «повторяющееся три раза мяуканье кота с интервалом 10 секунд».
У каждого из видов товарных знаков есть свои преимущества:
· Словесный товарный знак имеет свою правовую охрану независимо от изображения его в какой-то другой цветовой гамме, вида шрифта и проч., его без труда можно рекламировать по радио и это будет способствовать его запоминанию у потенциальных потребителей.
· В отличие от словесного, изобразительный товарный знак, либо отдельные его элементы, способствует возникновению у потребителей четких визуальных образов, которые не всегда могут быть выражены одним-двумя словами.
· Комбинированный товарный знак способствует запоминаемости у потребителей как его словесной части, так и изображения.
· Товарные знаки в цвете и цветовые товарные знаки помогают потребителю быстрее ориентироваться во множестве товаров и услуг разных производителей.
· Объемные (трехмерные) товарные знаки помогают лучшим образом защитить оригинальную форму товара или его упаковку, причем не только от прямого копирования, но и от сходных обозначений.
Регистрацией товарных знаков и других объектов интеллектуальной собственности занимается в нашей стране – Федеральная служба по интеллектуальной собственности – Роспатент. Регистрация товарного знака обычно занимает 12 месяцев.
Регистрации товарного знака может предшествовать (по желанию Заказчика) патентно-информационный поиск. Для чего это нужно и что это дает? Патентно-информационный поиск проводится с целью выявления тождественных товарных знаков или товарных знаков сходных до степени смешения с Вашим товарным знаком. То есть уже на этапе патентно-информационного поиска проверяются как выданные свидетельства на товарный знак, так и поданные заявки на соблюдение статьи 1483 Гражданского Кодекса РФ, в которой указаны основания отказа в государственной регистрации товарного знака. Это поможет Вам с большей вероятностью быть уверенными в том, что выбранный Вами товарный знак пройдет так называемую экспертизу «по существу» и Вы не получите отказ в государственной регистрации товарного знака.
Заказав услугу патентно-информационного поиска и получив соответствующее заключение, Вы можете оградить себя от дальнейших трат, если уже имеются тождественные или сходные до степени смешения товарные знаки. Более того, если имеются какие-то либо препятствия по дальнейшей регистрации товарного знака, Вы получите рекомендации специалиста, что необходимо изменить в товарном знаке, чтобы устранить его смешение с уже зарегистрированными товарными знаками.
Если процедура патентно-информационного поиска дала положительные результаты или Вы уверены в «чистоте» товарного знака, можно смело приступать в процессу регистрации. Процесс регистрации начинается с подачи заявки. Заявка на регистрацию товарного знака включает в себя заявление на регистрацию, с указанием наименования и местонахождения заявителя, описание товарного знака и перечня классов МКТУ (подробнее) на которые будет распространяться правовая защита. В течение месяца со дня подачи заявки проводится предварительная экспертиза — проверка наличия необходимых документов и их соответствие требованиям. Если формальная экспертиза проходит успешно, то начинается непосредственно экспертиза по «существу» - экспертиза товарного знака на предмет соответствия требованиям законодательства. Если принимается решение о регистрации товарного знака, то выдается свидетельство на товарный знак. На каждом этапе регистрации товарного знака оплачиваются государственные пошлины. Исключительное право на товарный знак действует в течение 10 лет со дня подачи заявки на государственную регистрацию товарного знака в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности.