Между рынком и кадастром.

25 июля 2016г.

Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации. Как отмечалось ранее, документ кардинально меняет правовые основы оценочной деятельности в нашей стране. Специалисты высказывают опасения, что принятые поправки могут привести к переделу рынка оценочных услуг и дроблению профессии на специализации, а отмена экспертизы отчетов об оценке приведет к непрозрачности сделок и повысят коррупциогенные факторы при процедурах приватизации, банкротства и прочих сделках в том числе с государственным и муниципальным имуществом. Однако принятый закон внесет и позитивные изменения. Речь в частности идет о введении ответственности заказчика за предоставление данных об объекте оценки. Пункты, регулирующие эту ответственность, появились в Законе впервые, разрешая многолетний спор о правовом регулировании отношений заказчика и оценщика. Информация о сделках с имуществом должна быть открытой — это общемировая практика. Тем более, если речь идет о государственном и муниципальном имуществе в преддверии масштабной приватизации, объявленной правительством РФ. Принятый документ наконец ставит точку в дискуссии о том, может ли закон «Об оценочной деятельности» регулировать действия заказчика. Собственники имущества, совершая сделки, действуют в интересах неограниченного круга лиц, потому и сделки с имуществом должны быть прозрачны и открыты. До принятия закона, как всем хорошо известно, ответственность за объективность оценки нес оценщик и саморегулируемая организация, выполнявшая экспертизу отчета об оценке. В ряде случаев получить достоверную и полную информацию об объекте оценки от заказчика было настоящей проблемой, что, безусловно, напрямую влияло на объективность результата оценки. Но любая сделка — это ответственность двух сторон — заказчика и исполнителя, что обязывает заказчика предоставить полную информацию, необходимую исполнителю для работы. «Намеченный принятым законом тренд, обязывающий заказчика обеспечить беспрепятственную работу оценщика, предоставив ему необходимые исходные данные и документацию, в том числе содержащую коммерческую тайну, — важный шаг к формированию цивилизованного рынка сделок с имуществом», — отмечает прописанные законом тенденции Елена Петровская, председатель отраслевого отделения Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» по оценочной деятельности, президент Ассоциации «Объединения саморегулируемых организаций оценщиков». Однако, делая важный шаг к позитивным изменениям, авторы закона предлагают совершить два — в обратном направлении, отменяя обязательную процедуру экспертизы СРО отчетов об оценке. В этой связи негативную оценку законопроекту дают представители многих профессиональных объединений. Ведь положения закона коснулись вопросов проведения экспертизы отчетов об оценке, в том числе и в части определения рыночной стоимости государственного и муниципального имущества. Напомним, что институт проведения экспертизы на подтверждение стоимости изначально был введен законодателем как инструмент защиты государственных и частных интересов. Руководитель юридического департамента НП «АРМО» Никита Власов считает, что подобные действия законодателя выглядят крайне непоследовательно: «В течение последних двух лет в Закон об оценке вносились изменения, направленные на усиление ответственности экспертов при проведении экспертиз отчетов об оценке. В частности, в 2014 г. ответственность экспертов за возможные убытки перед потребителями была увеличена до 5 000 000 руб. А в 2015 г. был измен и сам предмет экспертизы — сейчас эксперту необходимо проверять отчет об оценке не только на его соответствие требованиям законодательства, но и в части подтверждения рыночной стоимости объекта оценки. Ранее — в течение 2011–2013 гг. были разработаны и утверждены требования к уровню знаний экспертов, которые сдали единый квалификационный экзамен, подтверждающий их профессионализм. Благодаря этому сегодня мы имеем высококвалифицированных специалистов, которые осуществляют контрольные функции в том числе и в интересах охраны прав государства как собственника имущества, тех же миноритарных акционеров. Зачем понадобилось ликвидировать независимый институт общественного и профессионального контроля особенно в свете грядущей приватизации крупнейших предприятий и банковских структур?» Специалисты сходятся во мнении, что экспертиза, особенно в случаях вовлечения в сделку объектов, принадлежащих Российской Федерации, является действенным инструментом независимого контроля и проверки соответствия отчета об оценке установленным требованиям. Во многих случаях, например, в рамках процедуры банкротства, СРОО проводят экспертизу бесплатно с целью обеспечения непредвзятого контроля за определением рыночной стоимости имущества. В рамках оспаривания результатов определения кадастровой стоимости экспертиза отчетов помогала не допустить случаи занижения стоимости с целью необоснованного уменьшения налоговых отчислений в бюджет. Кроме того, законопроектом для всех оценщиков (не только претендующих на избрание в экспертный совет саморегулируемой организации, как значится в действующем законодательстве) устанавливается обязательный квалификационный экзамен, к которому «допускается претендент, получивший высшее образование и (или) профессиональную переподготовку в области оценочной деятельности». При этом, к повторной сдаче квалификационного экзамена претендент допускается не ранее чем через девяносто дней. Квалификационный аттестат выдается органом, уполномоченным на проведение квалификационного экзамена, при условии, что претендент сдал квалификационный экзамен и имеет на дату подачи заявления о выдаче квалификационного аттестата стаж (опыт) работы, связанной с осуществлением оценочной деятельности, не менее трех лет. Не менее года из последних трех лет указанного стажа (опыта) работы должно приходиться на работу в должности помощника оценщика или оценщика. Квалификационный экзамен в области оценочной деятельности проводится уполномоченным Правительством РФ органом, который в Законопроекте не назван. Законопроект предлагает проведение экзамена по квалификациям, при этом авторы не определяют их количество. Законопроект предусматривает запрет на осуществление оценочной деятельности и составление отчетов об оценке в случае несдачи подобного экзамена по любому из направлений. Профессиональный оценщик и эксперт по драгоценным камням и ювелирным изделиям (эксперт-геммолог) с большим стажем практической работы Алексей Смирнов отмечает проблему, касающуюся всех частнопрактикующих оценщиков: «Обладая обширными знаниями в области оценочной деятельности и являясь практикующим экспертом, я регулярно провожу работы по оценке и экспертизе как для частных лиц, так и для крупных потребителей рынка (например, для банков, инвестиционных фондов и страховых компаний) по специализации определения рыночной стоимости драгоценных камней и ювелирных изделий в случаях залога, страхования или совершения сделок. Рыночная стоимость драгоценных камней и ювелирных изделий зависит от ряда специфических факторов, овладеть которыми можно только благодаря многолетней практике. За один день этому научиться невозможно. Более того, количество образовательных учреждений, в которых изучается специфика экспертизы данных объектов крайне ограничена, а особенности их стоимостной оценки практически нигде не преподаются. Законом указаны требования к стажу работы для получения квалификационного аттестата. А если я осуществляю оценочную деятельность самостоятельно ровно в том порядке, как это определено действующим законом об оценке? Если я работаю на себя и у меня нет трудовой книжки? Как я буду подтверждать свой стаж? Как претендент будет подтверждать свой стаж работы в области оценки при первичном получении квалификационного аттестата, если оценщиком является лицо, подписывающее отчеты об оценке? А претендент, до момента сдачи экзамена, как указано в законе, подписывать такие отчеты не может. И где начинающий специалист, который хочет работать в специфическом направлении оценки, сможет пройти трехлетнюю стажировку? Где он сможет набраться опыта, и о каком опыте в таком случае мы говорим? Получается, закон содержит множество противоречий, на которые законодатель не хочет обращать серьезного внимания. Принятый закон требует серьезной доработки», — заключает Алексей Смирнов. Вопросы определения уровня компетенции и профессионализма оценщиков сейчас активно рассматриваются и обсуждаются оценочным сообществом в рамках Совета по профессиональным квалификациям финансового рынка, действующего в рамках выполнения поручений президента Владимира Путина о создании в России системы независимой оценки квалификаций специалистов и работников. Маргарита Власова, генеральный директор Общероссийского отраслевого объединения работодателей профессиональных оценщиков, отмечает: «Система профессиональных стандартов, разработка оценочных средств, аккредитация образовательных программ, независимая оценка профессиональных квалификаций — в реализации всех этих направлений в рамках национальной системы квалификаций участвуют представители профессионального сообщества на площадке Ассоциации участников финансового рынка «Совет по профессиональным квалификациям». В разработке ключевых направлений НСК принимают участие представители ведущих СРОО, крупнейших работодателей в области оценочной деятельности, образовательных учреждений, оценочных компаний, профессиональных объединений, а также специалисты-оценщики. Основной задачей формирования НСК является обеспечение взаимодействия между рынком труда и системой профессионального образования, согласование требований работодателей с развитием сферы образования. А принятый законопроект передает функции по оценке квалификаций некоему органу, находящемуся вне рамок Национальной системы квалификаций. «Закон создает предпосылки для установления любого количества квалификаций, за сдачу которых оценщик должен будет платить. При этом специалист сможет вести деятельность только по направлениям, указанным в квалификационном аттестате, что означает гарантированное дробление отрасли на множество специализаций», — подчеркивает Маргарита Власова. После подписания президентом РФ закон вступит в силу. Саморегулируемые организации оценщиков, профессиональные объединения и представители профессионального сообщества направили официальные письма на имя Владимира Путина с просьбой отклонить подписание законопроекта.

Источник: http://www.ipocred.ru/events/news/4155-novoe-v-zakone-ob-otsenke
© Журнал «Ипотека и Кредит»
Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации. Как отмечалось ранее, документ кардинально меняет правовые основы оценочной деятельности в нашей стране. Специалисты высказывают опасения, что принятые поправки могут привести к переделу рынка оценочных услуг и дроблению профессии на специализации, а отмена экспертизы отчетов об оценке приведет к непрозрачности сделок и повысят коррупциогенные факторы при процедурах приватизации, банкротства и прочих сделках в том числе с государственным и муниципальным имуществом. Однако принятый закон внесет и позитивные изменения. Речь в частности идет о введении ответственности заказчика за предоставление данных об объекте оценки. Пункты, регулирующие эту ответственность, появились в Законе впервые, разрешая многолетний спор о правовом регулировании отношений заказчика и оценщика. Информация о сделках с имуществом должна быть открытой — это общемировая практика. Тем более, если речь идет о государственном и муниципальном имуществе в преддверии масштабной приватизации, объявленной правительством РФ. Принятый документ наконец ставит точку в дискуссии о том, может ли закон «Об оценочной деятельности» регулировать действия заказчика. Собственники имущества, совершая сделки, действуют в интересах неограниченного круга лиц, потому и сделки с имуществом должны быть прозрачны и открыты. До принятия закона, как всем хорошо известно, ответственность за объективность оценки нес оценщик и саморегулируемая организация, выполнявшая экспертизу отчета об оценке. В ряде случаев получить достоверную и полную информацию об объекте оценки от заказчика было настоящей проблемой, что, безусловно, напрямую влияло на объективность результата оценки. Но любая сделка — это ответственность двух сторон — заказчика и исполнителя, что обязывает заказчика предоставить полную информацию, необходимую исполнителю для работы. «Намеченный принятым законом тренд, обязывающий заказчика обеспечить беспрепятственную работу оценщика, предоставив ему необходимые исходные данные и документацию, в том числе содержащую коммерческую тайну, — важный шаг к формированию цивилизованного рынка сделок с имуществом», — отмечает прописанные законом тенденции Елена Петровская, председатель отраслевого отделения Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» по оценочной деятельности, президент Ассоциации «Объединения саморегулируемых организаций оценщиков». Однако, делая важный шаг к позитивным изменениям, авторы закона предлагают совершить два — в обратном направлении, отменяя обязательную процедуру экспертизы СРО отчетов об оценке. В этой связи негативную оценку законопроекту дают представители многих профессиональных объединений. Ведь положения закона коснулись вопросов проведения экспертизы отчетов об оценке, в том числе и в части определения рыночной стоимости государственного и муниципального имущества. Напомним, что институт проведения экспертизы на подтверждение стоимости изначально был введен законодателем как инструмент защиты государственных и частных интересов. Руководитель юридического департамента НП «АРМО» Никита Власов считает, что подобные действия законодателя выглядят крайне непоследовательно: «В течение последних двух лет в Закон об оценке вносились изменения, направленные на усиление ответственности экспертов при проведении экспертиз отчетов об оценке. В частности, в 2014 г. ответственность экспертов за возможные убытки перед потребителями была увеличена до 5 000 000 руб. А в 2015 г. был измен и сам предмет экспертизы — сейчас эксперту необходимо проверять отчет об оценке не только на его соответствие требованиям законодательства, но и в части подтверждения рыночной стоимости объекта оценки. Ранее — в течение 2011–2013 гг. были разработаны и утверждены требования к уровню знаний экспертов, которые сдали единый квалификационный экзамен, подтверждающий их профессионализм. Благодаря этому сегодня мы имеем высококвалифицированных специалистов, которые осуществляют контрольные функции в том числе и в интересах охраны прав государства как собственника имущества, тех же миноритарных акционеров. Зачем понадобилось ликвидировать независимый институт общественного и профессионального контроля особенно в свете грядущей приватизации крупнейших предприятий и банковских структур?» Специалисты сходятся во мнении, что экспертиза, особенно в случаях вовлечения в сделку объектов, принадлежащих Российской Федерации, является действенным инструментом независимого контроля и проверки соответствия отчета об оценке установленным требованиям. Во многих случаях, например, в рамках процедуры банкротства, СРОО проводят экспертизу бесплатно с целью обеспечения непредвзятого контроля за определением рыночной стоимости имущества. В рамках оспаривания результатов определения кадастровой стоимости экспертиза отчетов помогала не допустить случаи занижения стоимости с целью необоснованного уменьшения налоговых отчислений в бюджет. Кроме того, законопроектом для всех оценщиков (не только претендующих на избрание в экспертный совет саморегулируемой организации, как значится в действующем законодательстве) устанавливается обязательный квалификационный экзамен, к которому «допускается претендент, получивший высшее образование и (или) профессиональную переподготовку в области оценочной деятельности». При этом, к повторной сдаче квалификационного экзамена претендент допускается не ранее чем через девяносто дней. Квалификационный аттестат выдается органом, уполномоченным на проведение квалификационного экзамена, при условии, что претендент сдал квалификационный экзамен и имеет на дату подачи заявления о выдаче квалификационного аттестата стаж (опыт) работы, связанной с осуществлением оценочной деятельности, не менее трех лет. Не менее года из последних трех лет указанного стажа (опыта) работы должно приходиться на работу в должности помощника оценщика или оценщика. Квалификационный экзамен в области оценочной деятельности проводится уполномоченным Правительством РФ органом, который в Законопроекте не назван. Законопроект предлагает проведение экзамена по квалификациям, при этом авторы не определяют их количество. Законопроект предусматривает запрет на осуществление оценочной деятельности и составление отчетов об оценке в случае несдачи подобного экзамена по любому из направлений. Профессиональный оценщик и эксперт по драгоценным камням и ювелирным изделиям (эксперт-геммолог) с большим стажем практической работы Алексей Смирнов отмечает проблему, касающуюся всех частнопрактикующих оценщиков: «Обладая обширными знаниями в области оценочной деятельности и являясь практикующим экспертом, я регулярно провожу работы по оценке и экспертизе как для частных лиц, так и для крупных потребителей рынка (например, для банков, инвестиционных фондов и страховых компаний) по специализации определения рыночной стоимости драгоценных камней и ювелирных изделий в случаях залога, страхования или совершения сделок. Рыночная стоимость драгоценных камней и ювелирных изделий зависит от ряда специфических факторов, овладеть которыми можно только благодаря многолетней практике. За один день этому научиться невозможно. Более того, количество образовательных учреждений, в которых изучается специфика экспертизы данных объектов крайне ограничена, а особенности их стоимостной оценки практически нигде не преподаются. Законом указаны требования к стажу работы для получения квалификационного аттестата. А если я осуществляю оценочную деятельность самостоятельно ровно в том порядке, как это определено действующим законом об оценке? Если я работаю на себя и у меня нет трудовой книжки? Как я буду подтверждать свой стаж? Как претендент будет подтверждать свой стаж работы в области оценки при первичном получении квалификационного аттестата, если оценщиком является лицо, подписывающее отчеты об оценке? А претендент, до момента сдачи экзамена, как указано в законе, подписывать такие отчеты не может. И где начинающий специалист, который хочет работать в специфическом направлении оценки, сможет пройти трехлетнюю стажировку? Где он сможет набраться опыта, и о каком опыте в таком случае мы говорим? Получается, закон содержит множество противоречий, на которые законодатель не хочет обращать серьезного внимания. Принятый закон требует серьезной доработки», — заключает Алексей Смирнов. Вопросы определения уровня компетенции и профессионализма оценщиков сейчас активно рассматриваются и обсуждаются оценочным сообществом в рамках Совета по профессиональным квалификациям финансового рынка, действующего в рамках выполнения поручений президента Владимира Путина о создании в России системы независимой оценки квалификаций специалистов и работников. Маргарита Власова, генеральный директор Общероссийского отраслевого объединения работодателей профессиональных оценщиков, отмечает: «Система профессиональных стандартов, разработка оценочных средств, аккредитация образовательных программ, независимая оценка профессиональных квалификаций — в реализации всех этих направлений в рамках национальной системы квалификаций участвуют представители профессионального сообщества на площадке Ассоциации участников финансового рынка «Совет по профессиональным квалификациям». В разработке ключевых направлений НСК принимают участие представители ведущих СРОО, крупнейших работодателей в области оценочной деятельности, образовательных учреждений, оценочных компаний, профессиональных объединений, а также специалисты-оценщики. Основной задачей формирования НСК является обеспечение взаимодействия между рынком труда и системой профессионального образования, согласование требований работодателей с развитием сферы образования. А принятый законопроект передает функции по оценке квалификаций некоему органу, находящемуся вне рамок Национальной системы квалификаций. «Закон создает предпосылки для установления любого количества квалификаций, за сдачу которых оценщик должен будет платить. При этом специалист сможет вести деятельность только по направлениям, указанным в квалификационном аттестате, что означает гарантированное дробление отрасли на множество специализаций», — подчеркивает Маргарита Власова. После подписания президентом РФ закон вступит в силу. Саморегулируемые организации оценщиков, профессиональные объединения и представители профессионального сообщества направили официальные письма на имя Владимира Путина с просьбой отклонить подписание законопроекта.

Источник: http://www.ipocred.ru/events/news/4155-novoe-v-zakone-ob-otsenke
© Журнал «Ипотека и Кредит»
  •   Судья Конституционного суда (КС) Константин Арановский выступил в защиту налогоплательщиков, заявив о несогласии с постановлением КС, который 5 июля разрешил органам местного самоуправления оспаривать в суде "существенное снижение" кадастровой стоимости земли на основании рыночной оценки. "Вряд ли нужно наращивать полномочия, с которыми муниципальная власть утверждала бы себя в конфликтах с населением и предпринимательством", говорится в особом мнении судьи.

      КС опубликовал особое мнение Константина Арановского по делу, в котором администрация Братска добилась изменения ст.  24 закона "Об оценочной деятельности в РФ": неконституционным было признано содержавшееся в ней препятствие муниципальным властям для оспаривания кадастровой стоимости участка. Речь шла о ситуации, когда по заявлению собственника кадастровая стоимость была существенно снижена на основании установления стоимости рыночной. КС велел законодателю определить критерии для судебной оценки таких случаев, а судам — пересмотреть решения по искам властей Братска. Они доказали, что снижение региональной комиссией по разрешению кадастровых споров стоимости участка ОАО "Группа "Илим"" с 7 млрд руб. до 452 млн руб. угрожает местному бюджету, в который поступают 100% сборов земельного налога (см. "Ъ" от 6 июля).

      Разногласия в КС возникли между большинством судей и судьей-докладчиком, которым по этому делу был господин Арановский, подготовивший отвергнутый в итоге проект решения. Он не нашел оснований считать неконституционными правила оспаривания кадастровой оценки, поскольку устанавливать налоговую базу орган местного самоуправления (МСУ) не вправе, а оценочная стоимость отличается от подвижных цен на рынке, и "даже контрастную разницу между государственной кадастровой оценкой и рыночной стоимостью нельзя уверенно связывать с несправедливыми преимуществами или злоупотреблениями". Отмечено, что к тому же "в деле Братска могла быть многократно завышена государственная кадастровая стоимость участка, а не занижена его рыночная стоимость".

      "Органам МСУ вряд ли нужно наращивать именно те полномочия, с которыми муниципальная власть утверждала бы себя в конфликтах с населением и предпринимательством", уверен судья. Он полагает, что после решения КС ничто не помешает муниципальным властям использовать право иска против решений комиссии о рыночной стоимости недвижимости, настаивая на увеличении кадастровой стоимости квартир и домов для пополнения бюджета. В практике властей Братска уже есть дела не только против крупных компаний, но и против граждан, при этом ставка земельного налога часто менялась с разницей до пятнадцати раз (от 0,1 % до 1,5 %), отметил судья. После решения КС "местная власть получит полное преимущество сразу с двух сторон (по ставке и по налоговой базе) над налогоплательщиками", предупредил он.

      Отметим, что в апреле Госдума отклонила внесенный Тюменской облдумой законопроект о наделении органов МСУ правом оспаривать кадастровую стоимость чужой недвижимости. По мнению судьи Арановского, пока законодатель не установит четкие критерии того, что считать "существенным" пороком рыночной переоценки, муниципальные образования не могут использовать право на соответствующий административный иск. "Эту позицию, фактически замораживающую исполнение решения КС до внесения поправок в закон, будут отстаивать налогоплательщики, но могут не поддержать суды, что приведет к разнобою в практике",— считает глава аналитической службы "Пепеляев групп" Вадим Зарипов. Он отмечает "политизированность" решения КС. "Желание помочь муниципалитетам с наполнением бюджетов, но не тревожить избирателя перед президентскими выборами реализовано за счет крупных землевладельцев и бизнеса",— говорит он. Особое мнение судьи Арановского господин Зарипов назвал "отчаянной попыткой предложить баланс между сиюминутным фискальным интересом и потребностью в экономическом развитии".

По материалам КомерсантЪ