Абсолютная монополия государства грозит кадастровой оценке.
12 апреля 2016г.
Правом проводить кадастровую оценку будут наделены государственные бюджетные организации в муниципалитетах и регионах. Подрядчики будут отстранены от данной работы. Такую законодательную инициативу подготовили в Минэкономразвития.
Участники оценочного бизнеса недовольны предложением МЭР, поскольку абсолютная монополия государства нарушает принцип независимости оценивания. Ранее группа депутатов предложила ГД свой вариант законопроекта, предполагающий делегирование прав на кадастровую оценку частным организациям под контролем государственных бюджетных учреждений, пишут «Ведомости». Последние получили бы право выбирать оценщиков для выполнения той или иной работы.
МЭР не поддержало идею вовлечения частных оценщиков. В своем законопроекте ведомство прописывает возможность для оспаривания оценки в специальной комиссии. В эту комиссию будут входить региональные чиновники, предприниматели, представители СРО, министерства имущества региона и др. При этом чиновники должны составлять не более половины группы.
Как Вы оцениваете идею абсолютной монополии государства в проведении кадастровой оценки?
Идею абсолютной монополии государства в проведении кадастровой оценки я оцениваю крайне негативно. Деятельность по установлению в отношении объектов оценки кадастровой стоимости была указана в качестве оценочной деятельности в Федеральном законе от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" достаточно недавно после внесения изменений 22 июля 2010 года. На момент включения оценки кадастровой стоимости под ней понималась только стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки. Понятие кадастровой стоимости было расширено Федеральным законом от 28.12.2010 N 431-ФЗ и в него было включено рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Данные изменения носили положительный характер и предоставляли гражданам возможность оспаривания кадастровой стоимости с привлечением независимых от государства оценщиков.
Таким образом, с 2011 года начала складываться судебная практика по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Также после предоставления негосударственным оценщикам права на проведение кадастровой оценки при оспаривании результатов государственной кадастровой оценки начал складываться новый рынок услуг, который при установлении монополии государства фактически исчезнет.
Также данное изменение фактически приведет к нарушению положений статьи 16 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" так как законом установлено, что не допускается вмешательство заказчика либо иных заинтересованных лиц в деятельность оценщика, если это может негативно повлиять на достоверность результата проведения оценки объекта оценки, а государственные оценщики находятся в трудовых отношениях с государственными органами и фактически должны выполнять все распоряжения работодателя.
Молодкин Максим (Руководитель Юридического Центра «Правовая Позиция» (ЮрЦентр «Правовая Позиция»))
Как Вы оцениваете идею абсолютной монополии государства в проведении кадастровой оценки?
Кадастровая стоимость объекта недвижимости в соответствии с действующим законодательством является техническим параметром, который используется государственными органами для рассчета налогов, пошлин, иных платежей, а также для учета и анализа недвижимого имущества. Поэтому монополизация расчета этого параметра, строго говоря, не повлияет на гражданский оборот, ведь рыночная экономика самостоятельно устанавливает цены на товар. Вместе с тем, монополизация вредна как политически - для открытости и прозрачности деятельности органов государственной власти, так и экономически - для рыночных отношений в целом, так как неверно расчитанная кадастровая стоимость потребует финансовых затрат на ее исправление. Не зря законом "Об оценочной деятельности в РФ" оценщик наделен независимостью в своих профессиональных суждениях. Его заключения могут быть оспорены в установленном законом порядке. Вероятно, единственным ощутимым результатом введения монополии будет усиление нагрузки на суды в вопросах оспаривания кадастровой стоимости, так как фискальная функция российского государства повлияет на расчет в сторону ее увеличения.
Косицкая Мария (Адвокат коллегии адвокатов "Тер-Акопов и партнеры")
Как Вы оцениваете идею абсолютной монополии государства в проведении кадастровой оценки?
На сегодняшний день количество обращений граждан по поводу уменьшения кадастровой стоимости их земельных участков похож на «системный кризис» действующей модели оценки кадастровой стоимости. Понятно, что проблему надо решать.
В 2010 году была поставлена цель о закрепления статуса независимости кадастрового оценщика и изменена статья 16 «Независимость оценщика и юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор». Дополнительно были также добавлены требования о независимости юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор.
Основным аргументом изменения законодательства было исключение из кадастровой оценки федеральных государственных структур.
То есть, юридическое лицо не вправе заключать договор на проведение оценки с заказчиком в случаях, если оно имеет имущественный интерес в объекте оценки и (или) является аффилированным лицом заказчика, а также в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
В настоящее время законодатель изменил свое мнение и подготовил законопроект призванный решить проблему «непредсказуемости кадастровой стоимости», решив преодолеть назревающий кризис путем передачи кадастровой оценки институту государственных оценщиков, которые, вероятно, будут работать в бюджетных учреждениях. Как полагает законодатель, оценка в этом случае станет более качественной и правдоподобной.
Предполагается, что будет меньше «злоупотреблений», повысится и координируется профессиональная подготовка государственных оценщиков, усовершенствуются методики оценки. Было бы не плохо повысить уровень ответственности оценщиков, вплоть до уголовной. Кроме всего, необходимо вести мониторинг деятельности любых оценщиков, включая общественный контроль с целью исключения коррупционных проявлений.
Однако, имеет место быть мнение, что преследовалась «цель – увеличение общей налогооблагаемой базы в сфере недвижимости – достигнута».
Такое завышение кадастровой стоимости вызывает естественное желание налогоплательщиков оспорить результаты кадастровой оценки.
Дополнительно хочется отметить, что все предыдущие попытки изменения законодательства с целью сохранения важнейшего института рыночной экономики – института независимой оценки будут нивелированы в случае принятия законопроекта о Государственной монополии на кадастровую оценку.
По материалам РОО