Оценка ляжет на бюджет.
11 декабря 2015г.
Министерство экономического развития подготовило законопроект "О государственной кадастровой оценке в Российской Федерации". Проект планируется внести в Госдуму в первые три месяца будущего года.
В октябре проект документа, предусматривающего появление сети государственных учреждений для кадастровой оценки недвижимости, прошел процедуру публичного обсуждения и был отправлен на доработку. Профильный Комитет Госдумы по собственности реформу поддержал. Российский союз промышленников и предпринимателей и "ОПОРА России" выступили против. Эксперты общероссийской общественной организации "Деловая Россия" также выразили озабоченность предложенными мерами и пришли к выводу, что проект вместо способствования улучшению качества оценки приведет к излишним бюджетным тратам и росту налогов.
В правительстве признали, что действующая система кадастровой оценки, мягко говоря, несовершенна. С точки зрения государства, в результате процесса оспаривания кадастровой стоимости теряются бюджетные деньги. Качеством оценки недоволен и бизнес, не готовый платить налоги с несправедливо завышенной кадастровой стоимости. Минэкономразвития взялось за решение проблемы и остановилось на плане кардинального реформирования системы, пусть и предусматривающего существенный переходный период.
Согласно проекту документа, разработанному ведомством, оценка кадастровой стоимости недвижимости должна перейти от независимых оценщиков специальным бюджетным учреждениям. И заказчиками, и исполнителями государственной кадастровой оценки будут выступать госструктуры. Бюджетные учреждения получат в том числе полномочия по проведению конкурсного отбора исполнителя работ по определению кадастровой стоимости. Минэкономразвития принялось за разработку единой методики оценки, полагая, что передача полномочий государству позволит снизить количество споров по пересмотру результатов оценки, упорядочить налоговые и арендные платежи.
Первый момент, который не учли разработчики законопроекта, - реализация механизма потребует серьезных бюджетных расходов, ведь новую систему придется кормить. Создание и содержание госорганов по оценке, подбор и обучение квалифицированных специалистов для работы по новой методике, инвентаризация объектов недвижимости в регионах для проведения качественной оценки, содержание новых надзорных органов и непосредственно мониторинг системы обойдутся в миллиарды рублей.
Кроме того, в проекте предусмотрели возможность оспаривания результатов оценки в комиссиях при Росреестре. При этом бизнес лишили возможности быть услышанным: вместо полноценного института оспаривания разработчики предложили комиссии, сформированные исключительно из представителей местной власти без какого-либо участия независимых экспертов и членов предпринимательского сообщества. Фактически за комиссиями, и без того испытывающими административное давление со стороны региональных властей, решили закрепить право действовать в интересах государства, собирая в казну как можно больше налогов. Таким образом, решая задачу пополнения региональных бюджетов, разработчики инициировали рискованный налоговый эксперимент, способный нанести новый удар по бизнесу, привести к росту напряженности в экономической и социальной сферах и закончиться бунтом налогоплательщиков. Задушенный налогами бизнес окажется на грани выживания, и выжить смогут не все.
Главный недостаток действующего проекта в том, что он не затрагивает корень проблемы, а лишь усугубляет то, что на поверхности, и делает очевидным перекос. Необходимо жестко регламентировать правила игры со стороны государства, создать баланс интересов бизнеса и власти: работать над повышением качества описания объекта недвижимости, совершенствовать методологию оценочной деятельности, делать понятной для оценщиков инфраструктуру объекта, работать над профессионализмом исполнителей и вводить критерии оценки результата. Одним словом, культивировать условия, в которых государство не будет оказывать давления на оценщика, требуя все больше налоговых поступлений, и рассматривать ситуацию не как посягательство на бюджет, а как наладку эффективной рабочей системы. Проводить тестирование предполагаемых изменений, выбирать пилотные площадки и учитывать отрицательный опыт, не пренебрегая накопленным за два десятилетия положительным опытом. При этом прежде всего важно помнить об эффективном результате и главной цели: сделать кадастровую оценку справедливой, и справедливой не только для одной стороны.
Источник - по материалам РОО