Новое в оспаривании кадастровой стоимости.
01 октября 2015г.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации 30 июня 2015 года принял постановление «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости».
Значение данного документа для огромного количества субъектов бизнеса и просто собственников недвижимости трудно переоценить, ведь количество споров о кадастровой оценке в различных субъектах Российской Федерации исчисляется сотнями и тысячами дел, а денежные средства, сэкономленные в результате успешного оспаривания необоснованно завышенной кадастровой стоимости – сотнями миллионов рублей. Поскольку разъяснения Пленума обязательны для судов, рассматривающих такие споры, этот документ представляет огромную практическую ценность для всех собственников недвижимости – как для тех, кто уже отстаивает свои права на обоснованное налогообложение, так и для тех, кому это только предстоит в будущем.
Краткая история вопроса
В 2010 году Президентом России был подписан закон, вносящий изменения в Земельный кодекс РФ, устанавливающие, что кадастровая стоимость земельного участка, в случае установления его рыночной стоимости, должна устанавливаться в размере рыночной стоимости. В 2011 году Пленум Высшего арбитражного суда РФ коренным образом изменил судебную практику по делам об оспаривании кадастровой стоимости земли (в то время кадастровая стоимость иных объектов недвижимости в целях налогообложения еще не применялась). Внесены изменения в Закон «Об оценочной деятельности», регламентирующие порядок оспаривания результатов кадастровой оценки. С 2014 года споры о кадастровой оценке переданы в ведение судов общей юрисдикции. Приняты законодательные акты, устанавливающие налогообложение недвижимого имущества физических и юридических лиц исходя из кадастровой стоимости таких объектов.
С 15 сентября 2015 г. вступил в действие Кодекс административного судопроизводства в Российской Федерации, отдельная глава которого посвящена порядку оспаривания результатов кадастровой оценки.
Постановление Пленума Верховного суда дает разъяснения уже с учетом вновь введенного в действие Кодекса административного судопроизводства, таким образом, его применение рассчитано на длительную перспективу и обеспечение единообразной судебной практики.
В Постановлении дается определение понятия оспаривания результатов кадастровой оценки – это предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости, включая оспаривание решений и действий (бездействия) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее – Комиссия).
После 15 сентября 2015 года в судебном порядке результаты кадастровой оценки можно оспорить, предъявив в суд:
- требование об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;
- требование об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки (далее – заявления о пересмотре кадастровой стоимости);
- требование об оспаривании решения или действия (бездействия) Комиссии.
Кадастровые ошибки, повлиявшие на размер кадастровой стоимости, а также технические ошибки, повлекшие неправильное внесение сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, следует расценивать как недостоверные сведения об объекте недвижимости. Таким образом, судам общей юрисдикции подведомственны и дела об исправлении кадастровых ошибок, если они повлияли на размер кадастровой стоимости недвижимого имущества.
Заявление об оспаривании кадастровой оценки подается в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа по месту нахождения заказчика работ либо государственного органа, определившего кадастровую стоимость.
Требования об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости не рассматриваются совместно с иными требованиями, например, о пересмотре налоговых обязательств или арендных платежей. При пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте недвижимости по требованию заявителя может быть установлена рыночная стоимость такого объекта.
С заявлением о пересмотре результатов кадастровой оценки могут обратиться собственники недвижимости (в том числе бывшие, если результаты кадастровой оценки затрагивают права и обязанности такого лица как налогоплательщика, в налоговом периоде, в котором подано заявление), а также лица, владеющие объектом недвижимости на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В отношении арендаторов государственного и муниципального имущества Верховный суд указал, что они также имеют право на обращение с соответствующим заявлением, но только в том случае, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости и если согласие собственника имущества на такой пересмотр выражено в договоре либо в иной письменной форме.
В отношении сроков подачи заявления, Верховный суд указал, что заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее 5 лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Кроме того, высшим судом внесена ясность в вопрос о возможности оспаривания кадастровой стоимости после утверждения результатов новой кадастровой оценки – т.н. архивной кадастровой стоимости. Требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд за заявителем сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством. Таким образом, пересчет налоговых обязательств по «старой» кадастровой оценке можно будет произвести и после утверждения результатов новой кадастровой оценки. Изменение кадастровой стоимости в период рассмотрения дела в суде апелляционной или кассационной инстанции не является основанием для прекращения производства по делу, прекращения производства по апелляционной или кассационной жалобе (представлению).
К заявлению о пересмотре результатов кадастровой оценки прилагаются кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости, а также сведения о дате, на которую определена кадастровая стоимость объекта недвижимости (сведения о дате также могут содержаться в отчете об определении кадастровой стоимости, составленном по результатам проведения государственной кадастровой оценки, в акте определения кадастровой стоимости и в иных документах); нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости.
В случае оспаривания результатов кадастровой оценки в связи с недостоверными сведениями об объекте недвижимости, также представляются документы и иные данные, в том числе подтверждающие наличие кадастровой и (или) технической ошибки.
При установлении кадастровой стоимости объекта в размере рыночной, вместе с заявлением предоставляются отчет независимого оценщика, составленный на дату, по состоянию на которую была определена кадастровая стоимость объекта недвижимости, а также подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков положительное экспертное заключение в случаях, установленных уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Относительно даты, на которую должна устанавливаться рыночная стоимость объекта, Пленум Верховного суда указал на то, что дата определения кадастровой стоимости недвижимости – это дата внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об образовании нового или выявлении ранее не учтенного объекта недвижимости либо дата внесения сведений об изменении качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, повлекших изменение кадастровой стоимости. При оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была определена его кадастровая стоимость.
В отношении отчетов о величине рыночной стоимости объектов недвижимости, суды при рассмотрении дел обязаны проверять отчет об оценке на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки, а также выяснять, отвечает ли лицо, составившее отчет о рыночной стоимости, требованиям законодательства об оценочной деятельности, предъявляемым к оценщикам.
При рассмотрении дел об оспаривании рыночной стоимости, суд вправе по просьбе лиц, участвующих в деле или по своей инициативе назначить экспертизу. Цель экспертизы – установить рыночную стоимости объекта недвижимости и проверить отчет на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности. Перед экспертом суд может поставить такие вопросы, как:
- установление рыночной стоимости объекта;
- о нарушениях требований федеральных стандартов оценки, предъявляемых к форме и содержанию отчета, к описанию объекта оценки, к методам расчета рыночной стоимости конкретного объекта оценки, и иные нарушениях, которые могли повлиять на определение итоговой величины рыночной стоимости, в том числе правильно ли определены факторы, влияющие на стоимость объекта недвижимости, допускались ли ошибки при выполнении математических действий, является ли информация, использованная оценщиком, достоверной, достаточной, проверяемой.
В постановлении Пленума сформулированы также позиции по порядку возмещения судебных расходов по делам об оспаривании результатов кадастровой оценки. Так, в случае удовлетворения требований об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости на основании недостоверности сведений об объекте оценки, в том числе в связи с исправлением кадастровой ошибки в сведениях, судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты государственной кадастровой оценки. Если же кадастровая стоимость была пересмотрена в связи с технической ошибкой в сведениях об объекте оценки, судебные расходы относятся на орган, допустивший такую ошибку.
При удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.
Вместе с тем в случаях, когда требование об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной по существу не оспаривается противоположной стороной ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), судебные расходы относятся на заявителя (административного истца), поскольку решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против заинтересованного лица, административного ответчика, не имеющего противоположных с заявителем, административным истцом юридических интересов.
И наконец, установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости (в Комиссию либо в суд, если заявитель физическое лицо), и применяется до вступления в силу нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Источник - Бизнес-Портал