Реформа кадастровой оценки несет большие риски для бизнеса.
15 сентября 2015г.
Минэкономразвития РФ разработало законопроект, который кардинально меняет существующий порядок проведения государственной кадастровой оценки. Проект федерального закона «О государственной кадастровой оценке», который сейчас проходит общественную экспертизу, полностью меняет порядок ее проведения.
В соответствии с действующим законодательством, кадастровую оценку по заказу государства осуществляют независимые оценщики, которые отбираются на конкурсной основе. При этом исполнитель обязан застраховать свою ответственность за причинение вреда имуществу в результате осуществления своей деятельности. По итогам проведения кадастровой оценки исполнитель должен обеспечить проведение экспертизы отчета об определении кадастровой стоимости саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой он является.
Новый закон получил неоднозначную оценку в предпринимательских кругах и среди экспертов, в т.ч. и в ТПП РФ. В частности, председатель Комитета по экономике недвижимости ТПП РФ Александр Каньшин указал, что тревогу экспертного сообщества вызывают предлагаемые изменения порядка формирования комиссий по оспариванию установленной кадастровой стоимости. Законодатель предлагает полностью убрать из комиссии представителей предпринимательского сообщества и независимых оценщиков, которые в данный момент составляют до половины комиссии. Сложно представить, что комиссия, состоящая из местных чиновников, в ущерб интересам бюджета будет принимать положительные решения о пересмотре кадастровой стоимости. В результате мы получим массовый исход заявителей в суды, которые и без того перегружены, считает эксперт Палаты.
Ситуацию вокруг данного законопроекта прокомментировал президент ТПП РФ Сергей Катырин:
«Новый законопроект полностью исключает из процесса кадастровой оценки независимых оценщиков. В соответствии с предлагаемым порядком заказчик в лице субъекта РФ передает полномочия по проведению кадастровой оценки бюджетной организации, учредителем которой он сам и является.
Фактически заказчик имеет полный контроль над исполнителем, что нарушает принцип независимости оценщика. При этом в законопроекте отсутствуют какие-либо указания на наличие специального образования в области оценочной деятельности у сотрудников этого бюджетного учреждения. Исключены положения о необходимости исполнителя страховать свою ответственность. Эксперты Комитета ТПП РФ по экономике недвижимости также отмечают, что поскольку СРО оценщиков также исключаются из процесса оценки, не потребуется проведение экспертизы отчета об определении кадастровой стоимости.
При этом предложенная реформа не решает главную проблему – качество кадастровой оценки, которое страдает в основном в результате неполных, а зачастую недостоверных сведений об объектах недвижимости в государственном кадастре недвижимости. Из 67,5 млн. земельных участков, поставленных на государственный кадастровый учет, лишь 35,6 млн. земельных участков (52%) имеют сведения о границах (точные сведения о местоположении). Как следствие, различие в точности описания местоположения объектов недвижимости может существенно влиять на изменения кадастровой стоимости.
Качество сведений об учетных характеристиках объектов недвижимости также не позволяет с должной точностью и достоверностью определять кадастровую стоимость.
За рубежом есть положительный опыт реализации государством всех полномочий по кадастровой оценке, но там этот механизм отрабатывался годами, с применением комплексного подхода. Мы же фактически говорим об очень плохо подготовленной и крайне резкой реформе.
Как быть с тем, что в субъектах практически нет специалистов в области профессиональной оценочной деятельности? Как комиссия по оспариванию, в которой нет ни одного профессионального оценщика, будет рассматривать отчеты об оценке? Предложенная реформа имеет право на жизнь, но она требует очень серьезной подготовительной работы и обсуждения с экспертным сообществом».
Источник - ТПП-Информ