Верховный суд занялся обобщением кадастра.

 08 июня 2015 г.

Вчера Пленум Верховного суда обсуждал проект постановления, который должен обеспечить единообразие судебной практики по делам об оспаривании результатов кадастровой стоимости. Такая категория споров – это давно наболевшая проблема правоприменительной практики, а соответствующее постановление – первая попытка предложить общее ее решение. В документе наконец-то четко закрепляется право арендаторов обращаться с подобными заявлениями в суд, регламентированы судебные расходы, установлен период действия новой утвержденной судом оценки, а также срок для обращения в суд.

Кадастровая стоимость используется для расчета земельного налога, а также арендной платы за находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки. Кроме того, с января этого года исходя из нее в некоторых регионах (в том числе Москве и Московской области) исчисляется еще и налог на недвижимое имущество (раньше для этого использовалась балансовая стоимость). Кадастровая оценка земли или объектов недвижимости проводится в массовом порядке – без учета индивидуальных особенностей объектов – и поэтому зачастую оказывается значительно выше рыночной. А рост кадастровой стоимости увеличивает и налоговую нагрузку, что в свою очередь вынуждает заинтересованных лиц оспаривать ее в судах. При этом раньше этой категорией дел занимались арбитражные суды, однако с лета прошлого года они были переданы исключительно в ведение судов общей юрисдикции.

Увеличение количества исков об оспаривании результатов кадастровой стоимости, изменение подведомственности таких дел и отсутствие единообразной судебной практики подтолкнуло Верховный суд разработать соответствующее постановление. "В ходе подготовки проекта были обобщены поставленные судами вопросы, изучена практика, – рассказывала на заседании Пленума судья-докладчик Ирина Абакумова. – В проекте максимально сохранены подходы, выработанные арбитражными судами при рассмотрении этой категории дел". Однако подумали разработчики и о будущем: в документе есть ссылки на Кодекс административного производства, в сферу регулирования которого должны будут перейти кадастровые споры. "Это позволит сохранить преемственность подходов", – пояснила докладчик.

Проект постановления отвечает на актуальный вопрос о том, кто может оспаривать результаты определения кадастровой стоимости, рассказывала Абакумова. Так, документ подтверждает право на это арендаторов, если по кадастровой стоимости исчисляется их арендная плата за находящуюся в государственной или муниципальной собственности землю или имущество (пункт 6). Стоит отметить, что запрета на это никогда не было, однако арбитражные суды нередко отказывали арендаторам в подобных исках, считая это исключительной прерогативой собственников. Для арендаторов имущества, находящегося в частной собственности, подход согласно проекту немного иной: он вправе оспорить кадастровую стоимость только тогда, когда согласие собственника на такой пересмотр содержится в договоре. Благодаря проекту с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может обратиться и участник долевой собственности независимо от согласия других собственников, а суд при этом пересматривает кадастровую стоимость объекта недвижимости в целом (пункт 17). При этом несогласие других сособственников само по себе не может быть основанием для отказа в иске.

Закреплена в проекте еще одна гарантия для заявителей: дело о пересмотре кадастровой стоимости должно быть рассмотрено по существу независимо от того, была ли утверждена органами власти очередная кадастровая оценка до вынесения судом решения или нет (пункт 15). Однако изменить в таком случае свои требования заявитель уже не может, уточняется в пункте 16, – придется идти в суд с самостоятельным требованием.

Обращаться в суд с исками об оспаривании кадастровой стоимости заявители могут в течение пяти лет с момента внесения сведений о ней в кадастр, говорится в пункте 8 проекта – именно не реже такого срока должна проводиться госоценка кадастровой стоимости. При этом его пропуск основанием для отказа в принятии заявления быть не может. А если по истечении этого периода новые результаты так и не были приняты, то срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть и вовсе восстановлен.

Затрагивает проект также вопрос о том, с какого момента начинает действовать установленная судом новая кадастровая оценка (пункт 28). Для целей налогообложения она должна использоваться для расчета "за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости". "Для иных целей (например, для определения арендной платы и выкупной цены) она применяется с 1 января календарного года, в котором подано заявление", – уточняется в документе.

Регламентирует проект и распределение судебных расходов (пункт 10). При удовлетворении иска они взыскиваются с органа, утвердившего результаты кадастровой стоимости. При этом уточняется, что расходы относятся на заявителя в случае, если "требования сводятся к реализации в судебном порядке его права на определение экономически обоснованной стоимости объекта оценки, которое не оспаривается привлеченным к участию в деле заинтересованным лицом". "Поскольку в этом случае решение суда нельзя расценивать как принятое против ответчика", – поясняется в документе.

Зампред Мособлсуда Людмила Ракунова проект оценила положительно. "Эти подходы значимы и будут судами учитываться", – заявила она на заседании, обратив внимание на все возрастающее количество споров этой категории. Согласилась с ней и замдиректора департамента корпоративного управления Минэкономразвития Надежда Бабичева: "Основные вопросы, требующие единой позиции, отражены в проекте четко и не допускают двоякого толкования". Правда, некоторые моменты, по ее мнению, нужно уточнить. В частности, Бабичева предложила исключить из списка документов, которые должны быть в обязательном порядке приложены к заявлению об оспаривании, экспертное заключение саморегулируемой организации оценщиков (пункт 11).

Кроме того, она обратила внимание на пункт 9 проекта. Там установлена обязанность арендатора подтверждать соблюдение досудебного порядка урегулирования спора через специальную комиссию. При этом в этой норме уточняется, что факт непринятия комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости (например, в связи с отсутствием правоустанавливающих документов) не свидетельствует о соблюдении досудебного порядка. По словам Бабичевой, в случае с арендаторами таким правоустанавливающим документом является договор аренды, который зачастую будет сложно получить у арендодателя, а соответственно, и станет невозможно осуществить досудебный порядок.

Принимать на заседании Пленума документ пока не стали: было решено поработать с ним еще.

 

Источник -  по материалам РОО