Независимая техническая экспертиза в рамках ОСАГО и оценка для любых иных целей – это разные виды деятельности

 21 августа 2014 г.

 

А.Н. Фоменко, канд. техн. наук,
генеральный директор ООО «АНФ-ОЦЕНКА», член Экспертного совета РОО
Московская обл.

ОСАГО И ОЦЕНЩИКИ

Обратиться к этой теме заставил вопрос, поступивший в РОО: «30 июля 2014 г. утверждены изменения в правилах установления расходов при восстановительном ремонте транспортных средств (Постановление Правительства РФ от 30 июля 2014 г. N 717, далее ПП-717), из которых было исключено слово «оценка». В связи с этим возник вопрос: могу ли я заниматься оценкой восстановительного ремонта автомобилей после ДТП в рамках ОСАГО с дипломом оценщика и членством в вашей организации?»

Давайте вспомним законодательство об ОСАГО.

В прежней редакции Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее ФЗ №40) в п. 2 ст. 12 было сказано: «При причинении вреда имуществу потерпевший, намеренный воспользоваться своим правом на страховую выплату, обязан представить поврежденное имущество или его остатки страховщику для осмотра и (или) организации независимой экспертизы (оценки) в целях выяснения обстоятельств причинения вреда и определения размера подлежащих возмещению убытков».

В тоже время, в п. 7 ст. 12 ФЗ №40 указывалось: «В целях выяснения обстоятельств наступления страхового случая, установления повреждений транспортного средства и их причин, технологии, методов и стоимости его ремонта проводится независимая техническая экспертиза транспортного средства».

Отсюда следует, что изначально существовало следующее правило: при повреждении имущества отличного от транспортного средства (ТС) может производиться как экспертиза, так и оценка, а при повреждении ТС – только экспертиза. Строго говоря, закон не запрещает проведение оценки стоимости ТС в доаварийном состоянии.

В обеспечение этого закона был выпущен ряд правовых актов, в частности:

- Постановление Правительства РФ от 24 апреля 2003 г. № 238. «Правила организации и проведения независимой технической экспертизы при решении вопроса о выплате страхового возмещения по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельца».

- Постановление Правительства РФ от 24 мая 2010 г. №361 «Правила установления размера расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств» (далее ПП-361).

Далее практика складывалась следующим образом. Пока не существовало экспертов-техников, то этой работой в отношении поврежденных ТС занимались оценщики. С появлением экспертов-техников (в 2012 г.) вспомнили о законе и РСА дало указание страховым компаниям не работать с оценщиками.

В тоже время в ПП-361 по ошибке (в нарушение закона) записали, что при определении расходов на материалы и запчасти может проводиться «экспертиза (оценка)». Теперь это не соответствие закону устранили в ПП-717.

В сентябре - октябре 2014 г. вступят в силу изменения в ФЗ №40, предусмотренные Федеральным законом от 21.07.2014 N 223-ФЗ.

В нем идея проведения экспертизы в отношении поврежденных ТС только усиливается и конкретизируется.

Так изменения претерпела редакция ст. 12. В этой статье по-прежнему говорится (п. 10) в отношении поврежденного ТС о «независимой технической экспертизе, проводимой в порядке, установленном статьей 12.1». В случае повреждения иного имущества, говорится о проведении «независимой экспертизы (оценки)».

Вновь введенная ст. 12.1 устанавливает следующее:

«1. В целях установления обстоятельств причинения вреда транспортному средству, установления повреждений транспортного средства и их причин, технологии, методов и стоимости его восстановительного ремонта проводится независимая техническая экспертиза.

2. Независимая техническая экспертиза проводится по правилам, утверждаемым Банком России.

3. Независимая техническая экспертиза проводится с использованием единой методики определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, которая утверждается Банком России и содержит …

4. Независимая техническая экспертиза транспортных средств проводится экспертом-техником или экспертной организацией, имеющей в штате не менее одного эксперта-техника…»

Таким образом, участие оценщиков в рамках ОСАГО при определении стоимости ремонта ТС полностью исключается.

Но ОСАГО – это договор, действие которого прекращается (в отношении конкретного страхового случая) после достижения размером страховой выплаты лимита ответственности страховой компании (СК). В настоящее время этот лимит ответственности составляет 120 (160) тыс. руб. В соответствии с изменениями, после вступления их в силу, лимит ответственности СК в рамках ОСАГО составит 400 тыс. руб.

Таким образом, возмещение превышающее лимит ответственности СК находится за пределами ОСАГО.

Ни в одном законодательном акте по ОСАГО не встречается словосочетание «рыночная стоимость». В программе подготовки экспертов-техников это словосочетание также не встречается. То есть в рамках ОСАГО возмещение должно производиться в виде некой «специфической» стоимости. В настоящее время в соответствии с п. 63 Постановления Правительства РФ от 07.05.2003 N 263 «Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» возмещение должно производиться «исходя из средних сложившихся в соответствующем регионе цен». Однако п. 24 ПП-361 предусмотрена разработка специального информационного обеспечения, которое включает в частности, «д) ценовую информацию в отношении материалов и запасных частей».

Таким образом, для возмещения в рамках ОСАГО будут созданы специальные таблицы с «нормативно установленной» стоимостью, которыми будут пользоваться эксперты-техники.

За пределами ОСАГО возмещение должно производиться в соответствии с Гражданским Кодексом РФ (далее ГК РФ) по рыночной стоимости. Поскольку эксперты-техники созданы для работы исключительно в рамках ОСАГО и в их программу обучения не входит изучение вопросов определения рыночной стоимости, то их компетенция не распространяется за пределы ОСАГО. Поэтому это поле деятельности находится исключительно в компетенции оценщиков.

В соответствии с оценочным законодательством, в частности с ст. 5 ФЗ №135, объектом оценки в этом случае могут являться: право требования (обязательства) по возмещению убытков, а так же утраты товарной стоимости, услуги (работы) по восстановительному ремонту, годные остатки, или по отдельности составные части услуг по ремонту: работы, материалы, запчасти. Ни ремонт, который является процессом, ни ущерб, материальный ущерб, определения которых нет ни в одном законодательном акте, ни реальный ущерб или убытки, которые определены в ГК РФ, не могут быть объектом оценки, поскольку не соответствуют объектам, предусмотренным в ст. 5 ФЗ №135. ТС в этом случае так же не может быть объектом оценки, потому что определяется не стоимость ТС, а стоимость иных объектов оценки

Подводя итоги можно констатировать следующее. Независимая техническая экспертиза в рамках ОСАГО и оценка для любых иных целей – это разные виды деятельности, которые регулируются разными «специальными» законами. В рамках ОСАГО в отношении определения стоимости ремонта ТС закон об оценочной деятельности не действует. В рамках ОСАГО работают эксперты-техники, которые готовят документ под название «экспертное заключение». Отчет они выпускать не могут. Выпуск отчета в отношении ремонта ТС в рамках ОСАГО не предусмотрен.

Отчет выпускать могут только оценщики. В рамках ОСАГО оценщики могут определять только (рыночную) стоимость имущества, включая стоимость ТС в доаварийном состоянии. В отношении поврежденных транспортных средств оценщики могут определять рыночную стоимость различных объектов оценки только за пределами ОСАГО. При этом, для ответа на вопрос: «какие повреждения относятся к данному ДТП», который находится за пределами компетенции оценщиков, им необходимо привлекать специалистов, имеющих документы об обучении технике проведения транспортно-трассологической экспертизой, например, экспертов-техников, что допускается оценочным законодательством

Источник -  по материалам РОО