Нормативный тормоз

 

29 мая 2014 г.

Не все законы одинаково полезны бизнесу

Евгений Волошинский

С прибавлением


Ф раза «В новый год — с новыми законами» стала уже привычной для российских предпринимателей. Причем улыбки или просто каких‑то позитивных эмоций она не вызывает уже много лет. Вот и в этом году мало кто из предпринимателей ожидает сколь‑либо соответствующих их задачам и целям законов. Хотя, на первый взгляд, в ряду нормативных актов, вступающих в силу в 2014 году, есть и весьма позитивные.


К примеру, Закон «О контрактной системе в сфере госзакупок» (44‑ФЗ), который отменил действие Федерального закона 94‑ФЗ. По нему государ­ственные закупки могут проводиться заказчиками исключительно с использованием конкурентных способов выявления поставщиков. У единст­венного поставщика можно будет приобретать товары и услуги только через процедуры конкурсов или аукционов.


Считается, что закон о контрактной системе обеспечит открытость и прозрачность в сфере закупок, повысит профессионализм заказчиков, стимулирует внедрение инноваций, ответственность за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд. Это должно сделать проведение госзакупок более эффективным. Сам же закон о контрактной системе нацелен на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. По крайней мере, по мнению инициаторов его разработки и принятия. На деле же пока все не так радужно: система до сих не работает в полную меру — малые и средние предприниматели не очень активно включаются в борьбу за государевы деньги, да и заказчики все еще предпочитают проводить торги в форме аукционов, прописанных еще в 94‑ФЗ, не используя при этом новых инструментов, которые дает контрактная система (более подробно об этом можно почитать в материале «Невостребованный контракт», СВ № 86 от 21.04.2014).


Или еще один новый закон — о порядке выплаты фиксированных страховых взносов для индивидуальных предпринимателей. Немного истории. В 2012 году ИП платили всего лишь 17 205 рублей в Пенсионный фонд и Фонд обязательного медицинского страхования. Также они могли застраховаться в ФСС, но сугубо по собственному желанию. Однако в 2013 году эти обязательные платежи выросли более чем в два раза. Печальным итогом стало повальное закрытие индивидуальных предпринимателей — многие просто оказались не в состоянии платить почти 36 тыс. рублей в год за каждого работника. Особенно если учесть, что и 17 тыс. рублей многие из них набирали с трудом.


В 2014 году правительство и Дума вроде бы прислушались к предпринимателям и уменьшили страховые взносы до уровня 2012 года. Но с кое‑какими оговорками. Теперь предприниматели должны будут платить 20 727,53 рубля. Правда, только при условии, что годовой доход составит меньше 300 тыс. рублей. Те же, кто зарабатывает больше этой суммы, должны будут отчислить в бюджет дополнительно 1 % с выручки, превышающей 300 тыс. рублей. Есть, правда, еще и верхний потолок выплат — 142 026,89 рубля. Причем эксперты уверены, что скорее всего, эта сумма будет пересматриваться каждый год и корректироваться в соответствии с изменениями МРОТ.


Также эксперты считают, что поставив таким образом размер страховых взносов в зависимость от доходов, власти страны добьются лишь двух эффектов. Во-первых, очередного витка популярности у бизнеса «серых» схем. Во-вторых, если в 2013 году в основном закрылись лишь самые маленькие ИП, то в этом году можно вполне ожидать ухода с рынка и более крупных представителей этого сегмента бизнеса.


Кадастром по делу


Однако наибольший резонанс у бизнес-сообщества вызвал новый закон о порядке расчета налога на имущество торговых центров, офисов, ресторанов и предприятий бытового обслуживания. Если раньше эти организации платили налог, исходя из балансовой стоимости имущества, то теперь величина налога будет рассчитываться на основании кадаст­ровой стоимости. Причем, что интересно, под действие нового закона попадут не только отдельно стоящие офисные и торговые здания, но и объекты недвижимости, в которых более 20 % площадей занимают офисы или торговые объекты. А под это определение попадают практически любые крупные промышленные предприятия.


— По нашим оценкам, — говорит заместитель генерального директора ЛДК-1 Сергей Побегайло, — подобный механизм исчисления налога на имущество приведет к увеличению налогового бремени на наше предприятие примерно в 7 раз. При нашей рентабельности это крайне критично.


Еще сложнее придется предприятиям, расположенным в центральных районах городов. А таких по стране немало. В Красноярске одним из таких предприятий является обувная фабрика «Ионесси».
— Сегодня, когда легкая промышленность в России практически исчезла, — говорит генеральный директор «Ионесси» Дмитрий Пальников, — единственное, что помогает нам удерживать производство на плаву и хоть как‑то развивать его, — это платежи от аренды помещений, которые мы сдаем предпринимателям под офисы (основные недвижимые активы предприятия расположены в историческом центре Красноярска и потому крайне востребованы. — «СВ»). Однако вступление в силу нового закона о налоге на имущество приведет к почти 12‑кратному увеличению налоговой нагрузки на наше предприятие. А следовательно, поставит под вопрос само его существование.


Опасения Пальникова понятны: настолько возросшие налоги на имущество предприятия, рентабельность которого, по словам гендиректора, не превышает 2—3 %, не смогут перекрыть ни одни арендные платежи. Если только они не будут увеличены пропорционально росту налога.


— Вообще, такое увеличение налогового бремени, — уверена директор компании «Агромаг» Елена Зимарева, — приведет к повсеместному росту цены товаров и услуг. Оно и понятно — ведь каждый попытается заложить эти расходы в конечную цену его продукта. Таким образом, расплачиваться за эту инициативу будут даже не предприниматели, а конечные потребители.


Если таковые, конечно, отыщутся. Взять то же «Ионесси» — вряд ли найдутся желающие арендовать помещения, которые может предоставить компания, за деньги, сопоставимые, по оценкам экспертов, с ценой офисов класса «А».


Вообще, с 1 января 2014 года платить налог по‑новому пока будут только владельцы отдельно стоящих объектов торгового назначения площадью от 5 000 кв. м, расположенных в Моск­ве и Подмосковье. Здесь уже проведена работа по определению кадастровой стоимости торговых центров, что и позволило перейти к пересчету налога. В Москве под новый налог подпадут около 2 000 торговых и деловых центров. У регионального же бизнеса пока есть время до 2015‑го, а кое‑где и до 2016 года, чтобы как‑то подготовиться к новому порядку начисления налога на имущество. Хотя, уверены эксперты, особо тут ничего не сделать.


У того же «Ионесси», по сути, остается один вариант — продать свои площади в центре города и переехать на новое место, где кадастровая стоимость имущества (а значит, и налог, рассчитанный исходя из ее величины) будет не столь высока.


— Для нас это может стать вариантом выхода из сложившейся ситуации только на первый взгляд, — говорит Пальников, — ведь любой переезд, особенно промышленного предприятия, сопряжен с большими расходами. И это не говоря еще о том, что пригодных объектов для такого переезда нет, и придется вкладываться в стройку. К тому же такой переезд — это отказ от идеи сдачи в аренду наших площадей. А так как плата арендаторов, как я уже говорил, это единственный инструмент, позволяющий удерживать предприятие на плаву, то такой вариант развития событий для нас неприемлем.


Подобные опасения далеко не един­ственные. К примеру, экспертов крайне беспокоит непрозрачность самого механизма расчета кадастровой стоимости — сейчас предприниматели могут ознакомиться с ним лишь через суд, однако на рассмотрение их исков могут уйти месяцы.


— К тому же кадастровая оценка далеко не всегда объективна, — говорит председатель Общественной палаты экономического развития, конкурентоспособности и предпринимательства Гражданской ассамблеи Красноярского края Юрий Муравьев. — Но самое главное — если этот закон будет применен чисто технически, то мы в который раз получим большое количество предпринимателей, которые начнут уходить в тень, находя противозаконные способы ведения своей деятельности. А это может иметь огромные социальные последствия, ведь от предпринимателя зависят десятки, а то и сотни наемных работников, которые и пострадают в первую очередь.


Вообще, новый закон о налоге на имущество, по мнению экспертов, это яркий пример того, как власть принимает законы, совершенно не прислушиваясь к представителям бизнеса. Причем делает это, ссылаясь на молчание самого бизнеса.


— Если причина действительно только в этом, — резюмирует один из красноярских предпринимателей, попросивший не называть его имени, — то уже к следующему году такой порядок начисления налога на имущество должен быть отменен, ну или хотя бы пересмотрен с учетом огромного количества высказываний предпринимателей по этому поводу. Но что‑то мне подсказывает, что это вряд ли произойдет.


Источник -  по материалам РОО