Споры по кадастровой стоимости заберут у арбитражных судов

3 апреля 2014 г.

В Госдуму внесен законопроект, исключающий из компетенции арбитражных судов споры по кадастровой стоимости. Сомневаться в его принятии не приходится.

В марте 2014 года в Государственную Думу был внесен законопроект, созданный в рамках реформы судебной системы РФ, которая начинается с упразднения Высшего арбитражного суда и расширения компетенции Верховного суда. Прекращение деятельности Высшего арбитражного суда намечено на сентябрь 2014 года.

Внесенный законопроект предполагает, что арбитражные суды более не будут рассматривать заявления об оспаривании нормативных правовых актов – постановлений, распоряжений и прочих, которые действуют в отношении неограниченного круга лиц и затрагивают экономические правоотношения (за исключением законов, конституционность которых проверяет Конституционный суд). Рассмотрение заявлений об оспаривании нормативных правовых актов передается в ведение судов общей юрисдикции.

И еще один чувствительный удар по бизнесу – споры об оспаривании кадастровой стоимости также передаются в общую юрисдикцию.

Что это означает практически?

  1. Сегодня арбитражные суды объективно подходят к проблеме и в соответствии с правовой позицией ВАС при установлении превышения кадастровой стоимости над рыночной снижают кадастровую стоимость. В результате предприниматели платят земельный налог и арендные платежи, исходя реальной рыночной стоимости земельного участка, а не из неявным образом установленной кадастровой стоимости, нередко превышающей рыночную стоимость в десятки раз.

Не секрет, что суды общей юрисдикции зачастую занимают позицию не верховенства закона, а верховенства государственной целесообразности. И шансы на снижение кадастровой стоимости в суде общей юрисдикции зависят не от объективного рассмотрения дела судом, а от текущей политической и экономической ситуации. Как известно, в настоящее время у страны проблемы с наполнением бюджета, вследствие чего налоговые органы проводят очень жесткую политику по отношению к налогоплательщикам: выполняют выездные налоговые проверки с обязательным доначислением налогов. Государство планирует таким образом восполнить выпадающие бюджетные доходы от падения уровня производства, торговли, оказания услуг и уплаты налогов бизнесом. Далеко не факт, что путем отказа в снижении кадастровой стоимости способом органы государственной власти не будут регулировать размер поступлений от земельного налога и арендной платы.

  1. Взамен простой и понятной процедуры установления кадастровой стоимости земли в рыночных ценах в арбитражных судах предприниматели переходят в царство судов общей юрисдикции, в которых не будет единой практики рассмотрения таких споров. Проблема судов общей юрисдикции в том, что главный суд общей юрисдикции – Верховный суд – не стремится к установлению единой судебной практики в стране. Большинство судебных позиций формируется судом субъекта. И если суд общей юрисдикции будет рассматривать дела вразрез с указаниями Верховного суда, скорее всего, высший судебный орган не заинтересуется жалобами на судебные акты главного суда субъекта. Это известная проблема, и попыток к ее решению в настоящее время не предпринимается. Высший арбитражный суд, напротив, настаивает на единой судебной практике во всей стране, регулярно формирует правовые позиции по конкретным делам, которые можно использовать в аналогичных спорах. И если нижестоящие суды принимают решения, противоположные правовым позициям Высшего арбитражного суда, последний принимает к рассмотрению жалобы на такие судебные акты и отменяет их.
  2. Другая распространенная проблема судов общей юрисдикции – волокита. Несвоевременное изготовление решений. Сложности при их получении. Это увеличивает судебные издержки и срок рассмотрения дела в суде.

Со всеми этими проблемами предпринимателям придется столкнуться уже в марте 2015 года, когда предполагается вступление закона в силу.

 

Источник — по материалам РОО