Проверка бренда на уникальность перед подачей заявки на регистрацию многое упростит.

20 декабря 2023г.

  • Юрист Вероника Якушева — о новом сервисе Роспатента, открывшего доступ к базе товарных знаков

    Роспатент объявил о запуске бесплатного сервиса по товарным знакам. Пользователям платформы предоставлен доступ к сведениям о зарегистрированных службой по интеллектуальной собственности товарных знаках, знаках обслуживания, общеизвестных и международных товарных знаках, охраняемых на территории РФ. В ведомстве рассчитывают, что открытие бесплатного доступа к этой базе будет содействовать продвижению продукции на торговых площадках, а также поможет российским предпринимателям быстрее запускать новый бизнес и выводить на рынок новые бренды. О значении нового сервиса рассуждает краснодарский юрист Вероника Якушева.

     «Товарный знак (ТЗ) можно не оформлять, когда открываешь один киоск с пирожками и не планируешь расширяться. Но если в планах целая сеть пирожковых, а вокруг много конкурентов — здесь без оригинального названия не обойтись. Помимо того, это отличный нематериальный актив, который можно в будущем продать или передать в пользование.

    В целом регистрация ТЗ — всегда сложный процесс с "подводными камнями". Зарегистрировать товарный знак с первого раза редко кому удается, Роспатент отказывает в регистрации примерно каждому четвертому заявителю. При этом тренд на защиту своей узнаваемости сейчас увеличивается как никогда. Число заявок на регистрацию ТЗ в России в 2023 году, скорее всего, превысит показатели 2022 года на 30%.

    Больше всего растет активность в этом направлении в таких сферах, как разработка программного обеспечения, одежда, обувь, косметика, фармацевтика, бытовая химия, кондитерка и сетевые пекарни. Такой взрывной рост заявок в большей степени говорит о желании предпринимателей развиваться не только в "домашнем" регионе, но и по всей стране. И это все заявки именно на собственные российские и зарубежные бренды, а не попытка смены ярлыков сбежавших из России компаний.

    В 2023 году изменения в Гражданском кодексе РФ затронули в том числе также основания отказа при регистрации товарных знаков. К примеру, в регистрации откажут, если спорное обозначение вводит потребителя в заблуждение по месту производства товаров. Поэтому бизнесу крайне важно иметь возможность проверить уникальность ТЗ.

    Раньше ТЗ на тождество проверяли специалисты Федерального института промышленной собственности, эта процедура могла длиться до года. Теперь компании перед подачей заявки на регистрацию бренда могут проверить его уникальность с помощью сервиса Роспатента круглосуточно без выходных, 24 на 7. Этот сервис вывели в открытый доступ, чем облегчили и удешевили процедуру регистрации. Новый сервис Роспатента теперь при введении товарного знака анализирует и показывает все похожие ТЗ, и, если кликнуть в карточку схожего бренда, система выдает подробную информацию о нем. В целом взаимодействие с Роспатентом стало очень удобным, быстрым и комфортным».
  • Источник: Коммерсантъ