Простыми словами: НМПТ и географические указания - Milknews.

29 марта 2019г.

  • Все знают, что шампанское берет свое название из провинции Шампань, однако не все в курсе, что для свободного использования названия “шампанское” России пришлось заключать специальное соглашение с Францией, чтобы не нарушать интеллектуальные права виноделов.

     

     

    Институт защиты продуктов по географическому происхождению существует не первое столетие, однако в России он и по сей день вызывает множество вопросов: не все производители знают, что можно патентовать свои уникальные продукты, в то время как за некоторые из них компании судятся годами. Milknews разобрался, как работает защита региональных товаров в России.

     

    1. Что такое географическое указание?

     

    На прошедшем заседании совета по вопросам интеллектуальной собственности при верхней палате парламента Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко обратила внимание на региональные товары, назвав их важным инструментом экономического развития регионов. Тогда каждому сенатору даже поручили до конца года обеспечить подачу в Роспатент как минимум двух заявок на регистрацию бренда. Минсельхоз также делает ставку на региональные бренды: в 2017 году министерство разработало стратегию по продвижению сельхозпродукции с НМПТ, оценивая, что к 2025 году этот сегмент может вырасти до 110 млрд рублей, а в текущем проекте “Экспорт продукции АПК” на поддержку продвижения российской продукции за рубежом (в том числе региональных суббрендов) заложено 9 млрд рублей.

    Географические указание - это объект интеллектуальных прав, который скоро должен появиться в российском законодательстве. Законопроект о внесении ГУ был внесен в Госдуму в прошлом году, поправки в Гражданский кодекс РФ должны способствовать продвижению российских региональных брендов. Авторами инициативы стали все та же Председатель Совфеда Валентина Матвиенко, а Председатель комитета ГД по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников и группа сенаторов.

    Законопроект вводит новое понятие - “географическое указание”, которое должно стать самостоятельным объектом интеллектуальных прав. Им будет обозначение, которое позволит идентифицировать товар как происходящий с территории определенного географического объекта, при этом качество, репутация и другие характеристики также будут определяться его географическим происхождением.

    В пояснительной записке указано, что у всех субъектов РФ есть культурные, географические, экономические особенности и отличия, которые могут стать конкурентными преимуществами. При этом регионы России обладают высоким потенциалом в части наличия товаров, уникальность которых обусловлена географическим положением и передающимися из поколения в поколение традициями, таких как “Краснодарский чай”, “Башкирский мед”, “Хохлома”, “Дулевский фарфор”, “Тульский пряник” и другие. Законодатели указывают, что ими была выявлена потребность в охране более значительного количества существующих в России обозначений, указывающих на географическое происхождение товаров, которые по факту обладают определенным качеством и репутацией.

     

    2. Что такое НМПТ?

     

    Наименование места происхождения товара - это уже существующее в законодательстве обозначение, применяемое к товару, который производится в определенном месте и ассоциируется с ним в силу своей уникальности. Например, “Ессентуки”, тульские пряники, астраханские арбузы, адыгейский сыр и башкирский мед - это все товары, зарегистрированные как НМПТ.

    В Советском Союзе не существовало патентных прав, и фактически система охраны наименований места происхождения товара в России существует с 1992 года. Она появилась одновременно с законодательством о товарных знаках и знаках обслуживания.

    В дальнейшем закон дважды менялся в 2002 и 2008 году (второй раз - когда была введена в действие четвертая часть Гражданского кодекса РФ). По сути, все изменения были частью нормативной подготовки к вступлению России в ВТО, что позволило к 2012 году стать участником Соглашения о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности. В последний раз российская система интеллектуальных прав менялась в 2014 году поправками в Гражданский кодекс.

    В отличие от товарного знака, НМПТ привязан к региону, а также им могут обладать несколько юридических лиц, расположенных в рамках одного географического региона. Наименованиями места происхождения товара занимается Роспатент, он как регистрирует новые товары, так и предоставляет исключительные права на пользование.

    В случае, если производитель хочет зарегистрировать НМПТ, он должен соответствовать определенным требованиям, в том числе производить товар, имеющий особые подтвержденные свойства, а также производить его на территории, которая позволяет получать эти самые уникальные свойства.

    Кроме того, нужно учитывать, что обозначения, вошедшие в России во всеобщее употребление, которые не связаны с какой-либо локацией, не могут быть зарегистрированы как наименования места происхождения товара. Обычно процедура регистрации занимает около двух месяцев, дополнительно владелец НМПТ может запросить в Роспатенте регистрацию товарного знака. Регистрация НМПТ осуществляется сроком на 10 лет, по истечении ее можно продлевать неограниченное количество раз.

    Что еще дает НМПТ, помимо уникального права на использование товара? Во-первых, владелец патента может использовать наименование товара везде, где хочет - на этикетке, упаковке, в рекламе, документах. Во-вторых, обладатель свидетельства может запрещать другим использовать наименование, если у них такого же НМПТ нет. Правообладатель даже может потребовать возместить убытки за незаконное использование НМПТ, вплоть до суммы, равной двукратному размеру стоимости товара. Можно и больше, но это уже решать суду.

     

    3. Чем они отличаются?

     

    Главное отличие географического указания от НМПТ - упрощенная регистрация и требования. В случае с новой инициативой, для соблюдения географического указания необходимо, чтобы хотя бы одна из стадий производства, влияющая на формирование особых характеристик товара, осуществлялась на указанной территории. Для соблюдения НМПТ же необходимо, чтобы все стадии производства осуществлялись на определенной территории.

    Предполагается, что географическое указание также будет охраняться в течение всего времени существования возможности производить товар, который отвечает требованиям, Исключительное право также, как и в случае с НМПТ, действует в течение 10 лет и предоставляется по итогам подачи заявки в Роспатент.

    В конце 2018 года президентский совет концептуально поддержал законопроект, но высказал ряд рекомендаций по доработке. Во-первых предлагается доработать положения о невозможности одновременного существования одинаковых НМПТ и ГУ, а также придумать, можно ли преобразовать одну форму патента в другую, и составить для этого критерии. Во-вторых, требования должны быть ужесточены как к заявкам, так и к самим товарам - предлагается ввести контроль за качеством товаров, имеющих такое обозначение.

    В Роспатенте считают, что многолетний опыт работы с НМПТ выявил некоторые проблемы в этом инструменте. Как оказалось, локальные производители и региональные органы государственной власти не до конца понимают, где начинается и заканчивается правовая охрана интеллектуальной собственности. Те, кто заинтересован в использовании патента, плохо представляют, что это такое, какие есть основания для его использования и какие выгоды это может принести. По данным на 2018 год, 27 регионов не подали ни одной заявки на регистрацию такого средства индивидуализации.

    Одновременно с этим производители, знающие, что такое НМПТ и какие выгоды он дает, стремятся стать монополистами и используют интеллектуальные права для вытеснения конкурентов с рынка. Причем, чтобы не делиться, для этого они регистрируют не НМПТ, а товарный знак. Таким образом, главная проблема заключается в том, что сам институт НМПТ часто используется как фактор конкуренции, а не инструмент развития региональных производителей.

    Опыт западных стран, имеющих систему НМПТ сотни лет, показывает, что совместные усилия производителей позволяют достичь огромных успехов в производстве и реализации региональных товаров. Государство и местные власти, в свою очередь, обеспечивают жесткий контроль качества продукции и следят за сохранением особых свойств товара. Например, французский Национальный институт происхождения и качества (INAO), контролирующий как НМПТ, так и ГУ.

     

    4. НМПТ в молочной отрасли

     

    Самыми известными региональными брендами в молочной отрасли являются вологодское масло и адыгейский сыр. Вологодское сливочное масло, например, считается особенным из-за отличительного орехового аромата, который обеспечивается специальной технологией. До 2010 года, когда окончательно был зарегистрирован НМПТ, вологодским предприятиям приходилось конкурировать с “Вимм-Билль-Данном” и Valio, которые доказывали, что использовать технологию производства вологодского масла можно и вне региона.

    На данный момент благодаря НМПТ вологодское масло могут выпускать семь заводов, расположенных в регионе, и хоть после получения патента с контрафактом удалось расправиться, интеллектуальные права на масло все равно неоднократно нарушались: на полках магазинов появлялись “Бологодское масло”, а также замаскированные под оригинал “Вологодские узоры” и “Вологодское золото”. Теперь региональный товар приходиться называть “Вологодское масло из Вологды”.

    Тогда же, в 2010 году, брянская компания “Умалат” вместе с другими участниками рынка пыталась добиться права производить адыгейский сыр, где получили отказ от Роспатента. История судебных тяжб продолжается и по сей день, и несколько недель назад разбирательства принесли неожиданный результат - арбитражный апелляционный суд постановил, что продукция “Умалата” не нарушает исключительные права производителей из Адыгеи, поскольку требованиям НМПТ не соответствует ни один вид адыгейского сыра.

    Сыр не формируется в плетеных ивовых корзинах с использованием ручного труда и не имеет ничего общего с современными технологиями - такой способ нарушал бы требования к качеству и безопасности сырья.

    Также в суде посчитали, что название “Сыр адыгейский” уже давно вошло во всеобщее употребление как обозначение товара, не связанное с местом его производства, поэтому производить его можно в любом регионе без какого-либо ущерба для регионального бренда. Таким образом, суд постановил, что НМПТ используется не как гарантия качества продукции, а как инструмент конкурентной борьбы.

     

    5. Как зарегистрировать НМПТ?

     

    На сайте Роспатента есть две инструкции: как зарегистрировать новый НМПТ и как получить свидетельство на уже зарегистрированный. В обоих случаях список документов включает в себя заявление на госрегистрацию, указание места происхождения с факторами, определяющими особые свойства товара, а также описание этих свойств.

    Роспатент рекомендует получить (на самом деле требует - если не подадите, они запросят сами) заключение уполномоченного органа, предусмотренное пунктом 5 статьи 1522 Гражданского кодекса РФ - то есть получить официальное заключение от регулирующего ведомства или министерства, подтверждающее, что ваш продукт соответствует всем необходимым свойством.

    Всего таких уполномоченных органа четыре:

    1) Минздравсоцразвития России (в отношении минеральной питьевой лечебной, лечебно-столовой и минеральной природной столовой воды)

    2) Минпромторг России (в отношении изделий народных художественных промыслов)

    3) Минсельхоз России (в отношении товаров сельского хозяйства, продовольственных товаров, пива и безалкогольной продукции, продуктов пчеловодства, товаров, вырабатываемых из рыбы и морских продуктов)

    4) Росалкогольрегулирование (в отношении алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции).

    Сама подача документов в Роспатент не представляет ничего сложного, главные трудности возникают как раз при получении разрешения от министерства. Чтобы получить заключение, необходимо предоставить ведомству кучу документов - в том числе, подтвержденные данные об особенностях происхождения сырья из географического местоположения, об особенностях товара, о зависимости этих свойств от географического местоположения, об условиях и особенностях изготовления товара и так далее.

    Кроме того, некоторые ведомства могут запросить сведения об участиях товара в выставках и протоколы физико-химических исследований продукции, например - бальнеологическое заключение о лечебных свойствах воды.

    С полным списком документов, необходимых для получения заключения уполномоченного органа, можно ознакомиться здесь.

    Также не забывайте про пошлины и следите за обновлениями, Роспатент периодически обновляет инструкции по получению НМПТ, с которыми можно ознакомиться здесь.

     

       

    6. Какие права имеет обладатель НМПТ?

     

    На текущий момент законодательство указывает, что владелец свидетельства НМПТ имеет исключительное право на его использование (ст. 1519 ГК РФ). В ранних редакциях сначала утверждалось, что право на НМПТ не является исключительным, либо является исключительным, но не абсолютным. После принятия четвертой части ГК РФ характер права прописан следующим образом:

    НМПТ нельзя распорядиться, в то время как право распоряжения составляет важную характерную черту практически любого исключительного права. Исключительное право на наименование места происхождения товара не препятствует другим лицам получить на свое имя и использовать тождественное наименование места происхождения товара.

     

    Динамика подачи заявок и выдачи свидетельств в Российской Федерации
    по данным Годового отчета Роспатента 2017 г.

     

    Показатели

    2013

    2014

    2015

    2016

    2017

    Подано заявок на государственную регистрацию НМПТ и на предоставление исключительного права на НМПТ, а также заявок на предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное НМПТ, всего
    из них:

    39

    59

    44

    44

    56

    от российских заявителей

    28

    58

    43

    42

    56

    от иностранных заявителей

    11

    1

    1

    2

    0

    Выдано свидетельств об исключительном праве на НМПТ, всего
    из них:

    9

    30

    25

    24

    30

    на имя российских заявителей

    6

    27

    25

    16

    27

    на имя иностранных заявителей

    3

    3

    0

    8

    3

     

    Получается, что право на НМПТ не совсем исключительное, но действует как исключительное в отношении тех производителей, которые находятся за границами местности и не соответствуют особым свойствам.

    НМПТ выполняет ту же функцию, что и товарные знаки - рекламирует товары, способствует продаже и сбыту. Однако, в отличие от товарного знака, который необходимо “раскручивать”, НМПТ часто уже известен и обладает хорошей репутацией.

     

  • По материалам Право.ру