Независимая техническая экспертиза

 

На сегодняшний день безопасность передвижения на автомобиле не всегда зависит от профессионализма или опыта водителя. Поэтому попасть в дорожно-транспортное происшествие может практически каждый из автовладельцев. До недавнего времени возмещение ущерба при ДТП производилось в денежной форме. Страховая компания выплачивала пострадавшему страховую выплату, и пострадавший мог проводить ремонт своего автомобиля в любой специализированной мастерской. В настоящий момент вступили в силу изменения к закону об ОСАГО и возмещение ущерба происходит в натуральной форме. Это означает, что страховая компания направляет поврежденный автомобиль на ремонт в сервисный центр, с которым у страховой компании заключен договор. Но это касается только легковых автомобилей, принадлежащих физическим лицам. Во всех  остальных случаях, когда это не легковой автомобиль, либо автомобиль, принадлежащий юридическому лицу, продолжает действовать правило выплат в денежной форме. Так же независимая экспертиза может понадобится при нестраховом случае, когда виновник аварии был нетрезв либо не имел полиса ОСАГО, автомобиль поврежден не в ДТП (на припаркованный автомобиль упал снег с крыши дома, разбил стекло и испортил лакокрасочное покрытие) и в подобных случаях.

В этом случае первое, что необходимо сделать после ДТП, это произвести оценку ущерба имуществу. Проведение оценки вы можете доверить страховой компании, однако нередко владелец автомобиля, которому был причинен ущерб при ДТП, и страховщик, у которого была машина застрахована, не достигают согласия о размере страховой компенсации. Для решения данного спорного вопроса необходимо проведение независимой технической авто экспертизы, которая позволит в полном объеме определить все повреждения, полученные транспортным средством и размер страховой выплаты.

 Техническая экспертиза  так же может проводиться независимо от судебной экспертизы, т.е. экспертизы, которая назначается и проводится в соответствии с гражданским, уголовным, арбитражным процессуальным законодательством РФ. Проводится данная процедура экспертом-техником, зарегистрированным в государственном реестре, а значит прошедшим профессиональную аттестацию в МАК (Межведомственной аттестационной комиссии).

 Целью проведения независимой технической экспертизы транспортного средства (далее именуется - экспертиза) является установление следующих обстоятельств, влияющих на выплату страхового возмещения по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства:

· наличие и характер технических повреждений транспортного средства;

· причины возникновения технических повреждений транспортного средства;

· технология, объем и стоимость ремонта транспортного средства.

  Что касается установления виновного в возникновении этих неисправностей, то таким вопросом эксперт-техник не занимается, это вне рамок его компетенции.

 Чтобы автоэкспертиза ДТП проводилась в полном соответствии закону об ОСАГО, потерпевший должен предоставить страховщику поврежденное средство передвижения (при тотальном повреждении — его остатки), из-за которого между сторонами идет спор. Если возникают противоречия, при определении наличия повреждений, их характера и обстоятельств возникновения, то страховая компания вправе назначить проведение экспертизы транспортных средств, причастных к тому же ДТП, в котором побывала машина пострадавшего. При этом экспертная организация и эксперт-техник выбирается страховщиком самостоятельно. Что касается полномочий эксперта -техника, то он имеет право запрашивать необходимую информацию не только у страховщика и потерпевшего, но также и у третьих лиц. Помимо этого он может привлекать к организации и непосредственному проведению экспертизы других экспертов-техников и специалистов с письменного согласия страховщика.

 Для проведения независимой экспертизы автотранспорта пострадавшего в ДТП заинтересованной стороной привлекается независимый эксперт, обладающий соответствующим образованием и обязательно состоящий в Государственном реестре экспертов-техников. По нормативным документам, определяющим правила проведения независимой экспертизы, потерпевший, чье транспортное средство получило повреждения в результате ДТП, имеет право самостоятельно выбрать эксперта-техника (соответственно, и экспертную организацию), который будет производить экспертизу.

 Для автомобиля, побывавшего в ДТП, эксперту-технику требуется установить технологию и методы восстановительного ремонта. Установление проводится в отношении тех повреждений, которые обусловлены событием, имеющим признаки страхового случая. Причем ремонт осуществляется в соответствии нормам и технологическим правилам, установленным предприятиями-изготовителями м технологической документации по ремонту данной модели ТС.

 Независимая автоэкспертиза определяет метод восстановления, при котором доаварийные качества и внешний вид будут наиболее полными, а стоимость ремонта иметь наименьшее значение. Замена поврежденных деталей может быть установлена при условии полной разборки и ремонта поврежденной основной части изделия, а также невозможности устранения неисправности по техническим причинам. Замена поврежденного кузова (рамы, кабины) назначается при несоответствии требованиям приемки в ремонт, или нецелесообразно по экономическим (технологическим) причинам. Для комплектующих изделий кузова замена устанавливается при сложных деформациях и конструктивных изгибах со складками, изломов ребер жесткости, невозможности, равно как и нецелесообразности восстановительного ремонта.

 Размер расходов на все запчасти, которые требуются для ремонтных работ и на материалы определяются с учетом износа деталей, заменяемых во время ремонта. При этом на перечисленные выше комплектующие изделия износ не должен начисляться выше 50 процентов стоимости. Размер расходов на ремонт авто рассчитывается на дату ДТП. Учитываются географические границы и торговые рынки запчастей и материалов, соответствующих тому месту, где произошло ДТП.

 Обращаться за независимой экспертизой выгодно не только пострадавшей стороне, но и виновнику аварии, так как бывают случаи, когда сумма ущерба может существенно завышаться в пользу потерпевшего. Оценка ущерба ДТП позволит определить, не обманывают ли вас. Для того чтобы произвести наиболее точные расчеты суммы компенсации и определить реально нанесенный урон при ДТП, следует сделать оценку у независимых экспертов, которые никаким образом не заинтересованы в результате исследований. Это связано с тем, что страховые компании практически в любых ситуациях стараются оплатить только часть необходимых денежных средств.

Порядок проведения независимой технической экспертизы:

 С экспертом-техником оговаривается дата, время и место проведения осмотра транспортного средства с учетом местонахождения (РЕГИСТРАЦИИ) виновного лица. В соответствии с законодательством РФ необходимо уведомить заинтересованных лиц о проведении независимой экспертизы по средствам отправки телеграмм. В телеграмме будет сообщаться о дате, времени и месте проведения осмотра транспортного средства (Далее именуется ТС). В ходе проведения осмотра ТС, Составляется АКТ осмотра поврежденного ТС, и производится фиксация повреждений по средствам  фотосъемки. Далее эксперт-техник производит расчет стоимости восстановительного ремонта поврежденного ТС , на основании нормативов трудоемкости завода - изготовителя, стоимости нормо-часа в соответствии с действующими нормативными документами. На завершающем этапе в соответствии с нормативными документами эксперт-техник готовит экспертное заключение.

 Документы, которыми руководствуется эксперт-техник при проведении независимой технической экспертизы:

  - Федеральный Закон Российской Федерации "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (Закон об ОСАГО) от 25.04.2002 г. (в ред. от 231.07.2014 г.)  N 40-ФЗ ((с изм. и доп. вступившими в силу с 01.10.2014 г.);

  - Положение Банка России от 19 сентября 2014 года № 432-П "О единой методике размена расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства";

  - Положение Банка России от 19 сентября 2014 г. № 433-П "О правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства".

  - Методическое руководство      по   определению стоимости автотранспортных  средств  с   учетом естественного износа и технического состояния на момент предъявления РД 37.009.015-98;

  - Методические рекомендации по проведению независимой технической экспертизы транспортных средств при ОСАГО № 001МР/СЭ, 2005 г.  (в данном документе изложены все рекомендуемые материалы по проведению независимой технической экспертизы транспортных средств).

Документы, необходимые для проведения независимой технической экспертизы:

  · Паспорт транспортного средства
  · Свидетельство о регистрации транспортного средства
  · Справка о ДТП
  · Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении/уголовного дела (при наличии)
  · Паспортные данные заказчика/реквизиты юридического лица.

Срок изготовления экспертного заключения от 3 до 5 рабочих дней при условии предоставления надлежащих документов и своевременной оплаты.