Корректировки в Законе о налоге на доходы физических лиц.

04 июля 2016г.

Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации. Как отмечалось ранее, документ кардинально меняет правовые основы оценочной деятельности в нашей стране. Специалисты высказывают опасения, что принятые поправки могут привести к переделу рынка оценочных услуг и дроблению профессии на специализации, а отмена экспертизы отчетов об оценке приведет к непрозрачности сделок и повысят коррупциогенные факторы при процедурах приватизации, банкротства и прочих сделках в том числе с государственным и муниципальным имуществом. Однако принятый закон внесет и позитивные изменения. Речь в частности идет о введении ответственности заказчика за предоставление данных об объекте оценки. Пункты, регулирующие эту ответственность, появились в Законе впервые, разрешая многолетний спор о правовом регулировании отношений заказчика и оценщика. Информация о сделках с имуществом должна быть открытой — это общемировая практика. Тем более, если речь идет о государственном и муниципальном имуществе в преддверии масштабной приватизации, объявленной правительством РФ. Принятый документ наконец ставит точку в дискуссии о том, может ли закон «Об оценочной деятельности» регулировать действия заказчика. Собственники имущества, совершая сделки, действуют в интересах неограниченного круга лиц, потому и сделки с имуществом должны быть прозрачны и открыты. До принятия закона, как всем хорошо известно, ответственность за объективность оценки нес оценщик и саморегулируемая организация, выполнявшая экспертизу отчета об оценке. В ряде случаев получить достоверную и полную информацию об объекте оценки от заказчика было настоящей проблемой, что, безусловно, напрямую влияло на объективность результата оценки. Но любая сделка — это ответственность двух сторон — заказчика и исполнителя, что обязывает заказчика предоставить полную информацию, необходимую исполнителю для работы. «Намеченный принятым законом тренд, обязывающий заказчика обеспечить беспрепятственную работу оценщика, предоставив ему необходимые исходные данные и документацию, в том числе содержащую коммерческую тайну, — важный шаг к формированию цивилизованного рынка сделок с имуществом», — отмечает прописанные законом тенденции Елена Петровская, председатель отраслевого отделения Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» по оценочной деятельности, президент Ассоциации «Объединения саморегулируемых организаций оценщиков». Однако, делая важный шаг к позитивным изменениям, авторы закона предлагают совершить два — в обратном направлении, отменяя обязательную процедуру экспертизы СРО отчетов об оценке. В этой связи негативную оценку законопроекту дают представители многих профессиональных объединений. Ведь положения закона коснулись вопросов проведения экспертизы отчетов об оценке, в том числе и в части определения рыночной стоимости государственного и муниципального имущества. Напомним, что институт проведения экспертизы на подтверждение стоимости изначально был введен законодателем как инструмент защиты государственных и частных интересов. Руководитель юридического департамента НП «АРМО» Никита Власов считает, что подобные действия законодателя выглядят крайне непоследовательно: «В течение последних двух лет в Закон об оценке вносились изменения, направленные на усиление ответственности экспертов при проведении экспертиз отчетов об оценке. В частности, в 2014 г. ответственность экспертов за возможные убытки перед потребителями была увеличена до 5 000 000 руб. А в 2015 г. был измен и сам предмет экспертизы — сейчас эксперту необходимо проверять отчет об оценке не только на его соответствие требованиям законодательства, но и в части подтверждения рыночной стоимости объекта оценки. Ранее — в течение 2011–2013 гг. были разработаны и утверждены требования к уровню знаний экспертов, которые сдали единый квалификационный экзамен, подтверждающий их профессионализм. Благодаря этому сегодня мы имеем высококвалифицированных специалистов, которые осуществляют контрольные функции в том числе и в интересах охраны прав государства как собственника имущества, тех же миноритарных акционеров. Зачем понадобилось ликвидировать независимый институт общественного и профессионального контроля особенно в свете грядущей приватизации крупнейших предприятий и банковских структур?» Специалисты сходятся во мнении, что экспертиза, особенно в случаях вовлечения в сделку объектов, принадлежащих Российской Федерации, является действенным инструментом независимого контроля и проверки соответствия отчета об оценке установленным требованиям. Во многих случаях, например, в рамках процедуры банкротства, СРОО проводят экспертизу бесплатно с целью обеспечения непредвзятого контроля за определением рыночной стоимости имущества. В рамках оспаривания результатов определения кадастровой стоимости экспертиза отчетов помогала не допустить случаи занижения стоимости с целью необоснованного уменьшения налоговых отчислений в бюджет. Кроме того, законопроектом для всех оценщиков (не только претендующих на избрание в экспертный совет саморегулируемой организации, как значится в действующем законодательстве) устанавливается обязательный квалификационный экзамен, к которому «допускается претендент, получивший высшее образование и (или) профессиональную переподготовку в области оценочной деятельности». При этом, к повторной сдаче квалификационного экзамена претендент допускается не ранее чем через девяносто дней. Квалификационный аттестат выдается органом, уполномоченным на проведение квалификационного экзамена, при условии, что претендент сдал квалификационный экзамен и имеет на дату подачи заявления о выдаче квалификационного аттестата стаж (опыт) работы, связанной с осуществлением оценочной деятельности, не менее трех лет. Не менее года из последних трех лет указанного стажа (опыта) работы должно приходиться на работу в должности помощника оценщика или оценщика. Квалификационный экзамен в области оценочной деятельности проводится уполномоченным Правительством РФ органом, который в Законопроекте не назван. Законопроект предлагает проведение экзамена по квалификациям, при этом авторы не определяют их количество. Законопроект предусматривает запрет на осуществление оценочной деятельности и составление отчетов об оценке в случае несдачи подобного экзамена по любому из направлений. Профессиональный оценщик и эксперт по драгоценным камням и ювелирным изделиям (эксперт-геммолог) с большим стажем практической работы Алексей Смирнов отмечает проблему, касающуюся всех частнопрактикующих оценщиков: «Обладая обширными знаниями в области оценочной деятельности и являясь практикующим экспертом, я регулярно провожу работы по оценке и экспертизе как для частных лиц, так и для крупных потребителей рынка (например, для банков, инвестиционных фондов и страховых компаний) по специализации определения рыночной стоимости драгоценных камней и ювелирных изделий в случаях залога, страхования или совершения сделок. Рыночная стоимость драгоценных камней и ювелирных изделий зависит от ряда специфических факторов, овладеть которыми можно только благодаря многолетней практике. За один день этому научиться невозможно. Более того, количество образовательных учреждений, в которых изучается специфика экспертизы данных объектов крайне ограничена, а особенности их стоимостной оценки практически нигде не преподаются. Законом указаны требования к стажу работы для получения квалификационного аттестата. А если я осуществляю оценочную деятельность самостоятельно ровно в том порядке, как это определено действующим законом об оценке? Если я работаю на себя и у меня нет трудовой книжки? Как я буду подтверждать свой стаж? Как претендент будет подтверждать свой стаж работы в области оценки при первичном получении квалификационного аттестата, если оценщиком является лицо, подписывающее отчеты об оценке? А претендент, до момента сдачи экзамена, как указано в законе, подписывать такие отчеты не может. И где начинающий специалист, который хочет работать в специфическом направлении оценки, сможет пройти трехлетнюю стажировку? Где он сможет набраться опыта, и о каком опыте в таком случае мы говорим? Получается, закон содержит множество противоречий, на которые законодатель не хочет обращать серьезного внимания. Принятый закон требует серьезной доработки», — заключает Алексей Смирнов. Вопросы определения уровня компетенции и профессионализма оценщиков сейчас активно рассматриваются и обсуждаются оценочным сообществом в рамках Совета по профессиональным квалификациям финансового рынка, действующего в рамках выполнения поручений президента Владимира Путина о создании в России системы независимой оценки квалификаций специалистов и работников. Маргарита Власова, генеральный директор Общероссийского отраслевого объединения работодателей профессиональных оценщиков, отмечает: «Система профессиональных стандартов, разработка оценочных средств, аккредитация образовательных программ, независимая оценка профессиональных квалификаций — в реализации всех этих направлений в рамках национальной системы квалификаций участвуют представители профессионального сообщества на площадке Ассоциации участников финансового рынка «Совет по профессиональным квалификациям». В разработке ключевых направлений НСК принимают участие представители ведущих СРОО, крупнейших работодателей в области оценочной деятельности, образовательных учреждений, оценочных компаний, профессиональных объединений, а также специалисты-оценщики. Основной задачей формирования НСК является обеспечение взаимодействия между рынком труда и системой профессионального образования, согласование требований работодателей с развитием сферы образования. А принятый законопроект передает функции по оценке квалификаций некоему органу, находящемуся вне рамок Национальной системы квалификаций. «Закон создает предпосылки для установления любого количества квалификаций, за сдачу которых оценщик должен будет платить. При этом специалист сможет вести деятельность только по направлениям, указанным в квалификационном аттестате, что означает гарантированное дробление отрасли на множество специализаций», — подчеркивает Маргарита Власова. После подписания президентом РФ закон вступит в силу. Саморегулируемые организации оценщиков, профессиональные объединения и представители профессионального сообщества направили официальные письма на имя Владимира Путина с просьбой отклонить подписание законопроекта.

Источник: http://www.ipocred.ru/events/news/4155-novoe-v-zakone-ob-otsenke
© Журнал «Ипотека и Кредит»
Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации. Как отмечалось ранее, документ кардинально меняет правовые основы оценочной деятельности в нашей стране. Специалисты высказывают опасения, что принятые поправки могут привести к переделу рынка оценочных услуг и дроблению профессии на специализации, а отмена экспертизы отчетов об оценке приведет к непрозрачности сделок и повысят коррупциогенные факторы при процедурах приватизации, банкротства и прочих сделках в том числе с государственным и муниципальным имуществом. Однако принятый закон внесет и позитивные изменения. Речь в частности идет о введении ответственности заказчика за предоставление данных об объекте оценки. Пункты, регулирующие эту ответственность, появились в Законе впервые, разрешая многолетний спор о правовом регулировании отношений заказчика и оценщика. Информация о сделках с имуществом должна быть открытой — это общемировая практика. Тем более, если речь идет о государственном и муниципальном имуществе в преддверии масштабной приватизации, объявленной правительством РФ. Принятый документ наконец ставит точку в дискуссии о том, может ли закон «Об оценочной деятельности» регулировать действия заказчика. Собственники имущества, совершая сделки, действуют в интересах неограниченного круга лиц, потому и сделки с имуществом должны быть прозрачны и открыты. До принятия закона, как всем хорошо известно, ответственность за объективность оценки нес оценщик и саморегулируемая организация, выполнявшая экспертизу отчета об оценке. В ряде случаев получить достоверную и полную информацию об объекте оценки от заказчика было настоящей проблемой, что, безусловно, напрямую влияло на объективность результата оценки. Но любая сделка — это ответственность двух сторон — заказчика и исполнителя, что обязывает заказчика предоставить полную информацию, необходимую исполнителю для работы. «Намеченный принятым законом тренд, обязывающий заказчика обеспечить беспрепятственную работу оценщика, предоставив ему необходимые исходные данные и документацию, в том числе содержащую коммерческую тайну, — важный шаг к формированию цивилизованного рынка сделок с имуществом», — отмечает прописанные законом тенденции Елена Петровская, председатель отраслевого отделения Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» по оценочной деятельности, президент Ассоциации «Объединения саморегулируемых организаций оценщиков». Однако, делая важный шаг к позитивным изменениям, авторы закона предлагают совершить два — в обратном направлении, отменяя обязательную процедуру экспертизы СРО отчетов об оценке. В этой связи негативную оценку законопроекту дают представители многих профессиональных объединений. Ведь положения закона коснулись вопросов проведения экспертизы отчетов об оценке, в том числе и в части определения рыночной стоимости государственного и муниципального имущества. Напомним, что институт проведения экспертизы на подтверждение стоимости изначально был введен законодателем как инструмент защиты государственных и частных интересов. Руководитель юридического департамента НП «АРМО» Никита Власов считает, что подобные действия законодателя выглядят крайне непоследовательно: «В течение последних двух лет в Закон об оценке вносились изменения, направленные на усиление ответственности экспертов при проведении экспертиз отчетов об оценке. В частности, в 2014 г. ответственность экспертов за возможные убытки перед потребителями была увеличена до 5 000 000 руб. А в 2015 г. был измен и сам предмет экспертизы — сейчас эксперту необходимо проверять отчет об оценке не только на его соответствие требованиям законодательства, но и в части подтверждения рыночной стоимости объекта оценки. Ранее — в течение 2011–2013 гг. были разработаны и утверждены требования к уровню знаний экспертов, которые сдали единый квалификационный экзамен, подтверждающий их профессионализм. Благодаря этому сегодня мы имеем высококвалифицированных специалистов, которые осуществляют контрольные функции в том числе и в интересах охраны прав государства как собственника имущества, тех же миноритарных акционеров. Зачем понадобилось ликвидировать независимый институт общественного и профессионального контроля особенно в свете грядущей приватизации крупнейших предприятий и банковских структур?» Специалисты сходятся во мнении, что экспертиза, особенно в случаях вовлечения в сделку объектов, принадлежащих Российской Федерации, является действенным инструментом независимого контроля и проверки соответствия отчета об оценке установленным требованиям. Во многих случаях, например, в рамках процедуры банкротства, СРОО проводят экспертизу бесплатно с целью обеспечения непредвзятого контроля за определением рыночной стоимости имущества. В рамках оспаривания результатов определения кадастровой стоимости экспертиза отчетов помогала не допустить случаи занижения стоимости с целью необоснованного уменьшения налоговых отчислений в бюджет. Кроме того, законопроектом для всех оценщиков (не только претендующих на избрание в экспертный совет саморегулируемой организации, как значится в действующем законодательстве) устанавливается обязательный квалификационный экзамен, к которому «допускается претендент, получивший высшее образование и (или) профессиональную переподготовку в области оценочной деятельности». При этом, к повторной сдаче квалификационного экзамена претендент допускается не ранее чем через девяносто дней. Квалификационный аттестат выдается органом, уполномоченным на проведение квалификационного экзамена, при условии, что претендент сдал квалификационный экзамен и имеет на дату подачи заявления о выдаче квалификационного аттестата стаж (опыт) работы, связанной с осуществлением оценочной деятельности, не менее трех лет. Не менее года из последних трех лет указанного стажа (опыта) работы должно приходиться на работу в должности помощника оценщика или оценщика. Квалификационный экзамен в области оценочной деятельности проводится уполномоченным Правительством РФ органом, который в Законопроекте не назван. Законопроект предлагает проведение экзамена по квалификациям, при этом авторы не определяют их количество. Законопроект предусматривает запрет на осуществление оценочной деятельности и составление отчетов об оценке в случае несдачи подобного экзамена по любому из направлений. Профессиональный оценщик и эксперт по драгоценным камням и ювелирным изделиям (эксперт-геммолог) с большим стажем практической работы Алексей Смирнов отмечает проблему, касающуюся всех частнопрактикующих оценщиков: «Обладая обширными знаниями в области оценочной деятельности и являясь практикующим экспертом, я регулярно провожу работы по оценке и экспертизе как для частных лиц, так и для крупных потребителей рынка (например, для банков, инвестиционных фондов и страховых компаний) по специализации определения рыночной стоимости драгоценных камней и ювелирных изделий в случаях залога, страхования или совершения сделок. Рыночная стоимость драгоценных камней и ювелирных изделий зависит от ряда специфических факторов, овладеть которыми можно только благодаря многолетней практике. За один день этому научиться невозможно. Более того, количество образовательных учреждений, в которых изучается специфика экспертизы данных объектов крайне ограничена, а особенности их стоимостной оценки практически нигде не преподаются. Законом указаны требования к стажу работы для получения квалификационного аттестата. А если я осуществляю оценочную деятельность самостоятельно ровно в том порядке, как это определено действующим законом об оценке? Если я работаю на себя и у меня нет трудовой книжки? Как я буду подтверждать свой стаж? Как претендент будет подтверждать свой стаж работы в области оценки при первичном получении квалификационного аттестата, если оценщиком является лицо, подписывающее отчеты об оценке? А претендент, до момента сдачи экзамена, как указано в законе, подписывать такие отчеты не может. И где начинающий специалист, который хочет работать в специфическом направлении оценки, сможет пройти трехлетнюю стажировку? Где он сможет набраться опыта, и о каком опыте в таком случае мы говорим? Получается, закон содержит множество противоречий, на которые законодатель не хочет обращать серьезного внимания. Принятый закон требует серьезной доработки», — заключает Алексей Смирнов. Вопросы определения уровня компетенции и профессионализма оценщиков сейчас активно рассматриваются и обсуждаются оценочным сообществом в рамках Совета по профессиональным квалификациям финансового рынка, действующего в рамках выполнения поручений президента Владимира Путина о создании в России системы независимой оценки квалификаций специалистов и работников. Маргарита Власова, генеральный директор Общероссийского отраслевого объединения работодателей профессиональных оценщиков, отмечает: «Система профессиональных стандартов, разработка оценочных средств, аккредитация образовательных программ, независимая оценка профессиональных квалификаций — в реализации всех этих направлений в рамках национальной системы квалификаций участвуют представители профессионального сообщества на площадке Ассоциации участников финансового рынка «Совет по профессиональным квалификациям». В разработке ключевых направлений НСК принимают участие представители ведущих СРОО, крупнейших работодателей в области оценочной деятельности, образовательных учреждений, оценочных компаний, профессиональных объединений, а также специалисты-оценщики. Основной задачей формирования НСК является обеспечение взаимодействия между рынком труда и системой профессионального образования, согласование требований работодателей с развитием сферы образования. А принятый законопроект передает функции по оценке квалификаций некоему органу, находящемуся вне рамок Национальной системы квалификаций. «Закон создает предпосылки для установления любого количества квалификаций, за сдачу которых оценщик должен будет платить. При этом специалист сможет вести деятельность только по направлениям, указанным в квалификационном аттестате, что означает гарантированное дробление отрасли на множество специализаций», — подчеркивает Маргарита Власова. После подписания президентом РФ закон вступит в силу. Саморегулируемые организации оценщиков, профессиональные объединения и представители профессионального сообщества направили официальные письма на имя Владимира Путина с просьбой отклонить подписание законопроекта.

Источник: http://www.ipocred.ru/events/news/4155-novoe-v-zakone-ob-otsenke
© Журнал «Ипотека и Кредит»
 
  С 2016 года изменился срок нахождения недвижимого имущества в собственности налогоплательщика, по истечении которого доходы от продажи имущества не облагаются налогом. Если ранее по закону, чтобы не платить налог на доходы физических лиц, при продаже недвижимости необходимо было владеть объектом более трех лет, то теперь этот срок составляет пять лет. Кроме того, если заявленная стоимость квартиры существенно ниже рыночной, то при начислении налога будет использоваться сумма 70% от кадастровой стоимости. Такая норма действует только в отношении имущества, приобретенного с января 2016 года. Если же кто-то купил квартиру 31 декабря 2015 года, то у него остается обязанность уплатить налог на доходы физических лиц в случае продажи указанной квартиры в пределах трех лет с момента приобретения, сообщает пресс-служба ФНС.
 
  Максимальная сумма налогового вычета, на который может быть уменьшен доход, полученный при продаже недвижимости, составляет 1 млн. рублей. И раньше население этим пользовалось – декларировало сумму 1 млн. рублей при продаже роскошных квартир, чья стоимость была существенно выше, уходя тем самым от уплаты налога. 
 
  Сейчас, появился другой ориентир – кадастровая оценка недвижимости. Сумма, с которой уплачивается налог, должна быть не менее 70% от этой величины. Если налогоплательщик реализует имущество по цене, которая меньше 70% от кадастровой оценки, налог придется заплатить с разницы дохода в размере не менее 70% от кадастровой стоимости и расхода (той суммы, которую он заплатил на приобретение недвижимости).

 

По материалам РОО