Налог на недвижимость. Кто и сколько будет платить?

11 марта 2014 г.

До конца марта в правительство внесут проект по новому налогу на недвижимость. Для людей с невысокими доходами ожидается незначительное повышение налогового бремени и более весомое - для состоятельных россиян - за счет введения адекватной прогрессивной шкалы.

До конца марта согласованный проект по введению налога на недвижимость на основе кадастровой оценки объектов предполагается направить на рассмотрение правительства, сообщили в пресс-службе министерства финансов. Пока документ дорабатывается, и ключевые параметры нового налога (в том числе по уровням ставок и размерам льготных вычетов) не раскрываются. В случае одобрения правительством проект поступит в Госдуму РФ. Планируется, что введение нового налога начнется в 2015 г. и продлится до 2020 г., уведомили в Минфине.

В начале февраля первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов поручил профильным ведомствам определить допустимый уровень нагрузки при уплате налога на недвижимость, с тем чтобы он не стал непосильным для граждан. В частности, Шувалов предложил увеличить размеры налоговых вычетов и одновременно рекомендовал исключить возможность для злоупотреблений, в связи с чем льготников предполагается наделить правом на вычеты только в отношении одного объекта.

Последним вариантом проекта Минфина для владельцев квартир и домов площадью до 50 и 100 кв. м предусматривались налоговые вычеты до 20 и 50 кв. м соответственно. При этом еще летом прошлого года было оговорено, что на недвижимость дешевле 300 млн руб. ставки налога составят 0,1%, а на более дорогие объекты – порядка 0,5-1,5%. Причем вопросы по сохранению льгот передавались в ведение местных властей. Ввести новый налог на недвижимость на основе кадастровой оценки (близкой рыночной), который объединил бы имущественный и земельный налоги, планировалось в 2014 г., но затем с его введением решили повременить.

Как предположил глава Экономической экспертной группы Евсей Гурвич, с 2015 г. новый налог апробируют в ряде наиболее подготовленных регионов, с тем чтобы их опыт был использован для урегулирования вероятных неувязок и проблем. В сравнении с другими странами в России имущественные налоги невелики. И их повышение чревато меньшим ограничительным воздействием на развитие отечественной экономики, в отличие, допустим, от налога на прибыль. Но важно, чтобы после повышения налоговой планки бремя рядового налогоплательщика существенно не возросло. Тогда как в отношении состоятельных граждан увеличение налогового уровня допустимым, тем более с учетом действующей плоской шкалы подоходного налога, конкретизировал Гурвич.

Однако в России расходы на растущие тарифы ЖКХ составляют 8% от доходов граждан. И в целом, с учетом также дорожающего капремонта, высокой стоимости аренды и ипотеки, жилищные затраты для россиян оказываются весьма значительными, возразила первый заместитель председателя комитета Госдумы РФ по бюджету и налогам Оксана Дмитриева. Ранее, напомнила она, планировалось ликвидировать льготные категории, в том числе для пенсионеров, которые более не освобождались бы от уплаты налога по имуществу физлиц. В результате со старушки, проживающей в столичной “хрущевке”, стали бы взимать такую же ставку налога, как и с состоятельного бизнесмена, имеющего собственный дом на Рублевке, подчеркнула Дмитриева.

По ее словам, рублевские особняки, в большинстве своем, также не дотягивают до анонсированной стоимостной планки в 300 млн руб. Всего по стране объектов подобного ценового уровня насчитываются единицы. И чтобы избежать негативных социальных последствий и обеспечить дополнительные поступления в местные бюджеты, от идеи взимания общего налога на недвижимость следовало бы отказаться. А взамен, в качестве налога на роскошь, ввести налогообложение объектов недвижимости стоимостью свыше 30 млн руб., численность которых могла бы составить порядка 200-300 тыс. И далее отработать на них созданную систему кадастровой оценки.

Пока же к последней, как свидетельствует поступающая из регионов информация, немало нареканий. В частности, многочисленные ошибки допускаются в техпаспортах: то, к примеру, здания, пригодные для проживания, объявляются идущими под снос или же наделяются несуществующими лифтом и мусоропроводом, от чего увеличивается база для налогообложения, констатировала первый зампред думского комитета по бюджету и налогам.

Тем не менее директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев уверен: новый налог будет запущен со следующего года. Экономическая ситуация в стране усложняется, и у регионов растут бюджетные дефициты. Обеспечить повышение региональных доходов помогло бы введение налога на недвижимость. Правда, момент для этого выбран неподходящий. “Внедрять данный налог, равно как, скажем, и принимать меры по деофшоризации экономики, следовало раньше, когда российская экономика росла быстрыми темпами. Но в текущем году мы прогнозируем падение роста экономики на 1-2%, а в следующем – на 2-3%. На таком фоне реализация заявленных нововведений чревата дополнительным негативом“, - сформулировал Николаев.

В подобных условиях, добавил он, во избежание обострения социальных рисков было бы целесообразно снизить соответствующие платежи для людей с небольшим достатком, расширив налогооблагаемую базу за счет более состоятельного населения. При этом явно завышенную планку в 300 млн руб. следовало бы опустить до 50, максимум 100 млн руб. И в первую очередь сосредоточиться не на увеличении доходов, а на институциональном становлении нового налогового механизма. В связи с чем также важно было бы прояснить, надлежащим ли образом сформирована систем кадастровой оценки, резюмировал директор департамента стратегического анализа ФБК.

Как ответили “Вести Экономика“ в Росреестре, стартовавшая с 2001 г. кадастровая оценка стоимости земельных участков в России уже завершена. И теперь проводится в субъектах РФ с периодичностью раз в пять лет. Земельный налог был введен в 2005 г. Работы же по определению кадастровой стоимости зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства завершились в субъектах РФ к концу 2012 г. Их результаты уже утверждены в 82 регионах. Можно констатировать, что формирование налоговой базы для предстоящего введения налога на недвижимость обеспечено, отметили в Росреестре.

Однако удовлетворены ли налогоплательщики произведенной оценкой стоимости участков и объектов? И не пытаются ли массово их оспорить?

Как выяснилось, основное количество соответствующих обращений сегодня касается земельных участков. Кадастровая стоимость объектов капитального строительства пока оспаривается в единичных случаях. Очевидно, что таких заявлений станет больше после принятия решения о введении налога на недвижимость. Но уже сейчас на сайте Росреестра можно ознакомиться с Фондом данных кадастровой оценки, в котором обозначены все использовавшиеся при оценке характеристики объектов. Если возникнут вопросы, их можно решить в досудебном порядке, обратившись в специальную комиссию, созданную при региональном управлении Росреестра или арбитражном суде.

Итак, судя по последним заявлениям представителей правительства, для людей с невысокими доходами повышение налогового бремени предполагается ограничить. При этом, чтобы затея с введением нового налога на недвижимость имела смысл, очевидно, понадобится в большей степени расширить налогооблагаемую базу за счет состоятельных россиян. Добиться этого при сохранении вымороченной планки в 300 млн руб. не удастся. Ее логично было бы понизить, возможно, предусмотрев различные уровни ставок для объектов недвижимости стоимостью в 30-50 млн руб., допустим, а также свыше 150-200 млн руб. Таким образом, успешно использующийся в цивилизованных странах для развития территорий и местного самоуправления “продвинутый“ налог на недвижимость оказался бы еще более прогрессивным.

 

Источник — Квартирный обзор